Маленькие хитрости большой фуд-фотографии. Food-photo

Что определяет красоту фуд-фотографии?

Мой вывод — это композиция и аппетитность блюда.

Что такое идеальная композиция? Это когда каждый объект в кадре находится на своем месте. Когда на снимке ничего нельзя убрать или добавить, не нарушив гармонии и общего впечатления от фото.

Композиция делится на эстетическую (идея, замысел фотографии) и техническую (геометрия кадра, сочетание цветов и свет).

Главное правило эстетической композиции — на снимке должна быть одна идея (сюжет), понятная зрителю .

Перед построением кадра нужно понимать, какую историю ты хочешь рассказать на фотографии. Идея часто подсказывает, какое правило композиции лучше применить для ее воплощения.

7 правил композиции, которые сделают твой кадр лучше

1. Золотое сечение

Это базовое правило композиции, существующее в искусстве с древнейших времен. Не будем углубляться в его объяснение. Просто посмотрим, что согласно этому правилу площадь кадра делится двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями следующим образом.

Главные объекты в кадре нужно размещать вдоль этих линий или на точках их пересечения. Точки пересечения называются «зрительными центрами». Считается, что они привлекают внимание человека в первую очередь.


На этом фото Роба Гримма креветки лежат на горизонтальной линии сечения, а самая аппетитная верхняя часть правой креветки расположена на точке пересечения двух линий.
На фото Линды Ломелино шарики мороженого расположены вдоль вертикальных линий сетки, два шарика лежат на точках пересечения линий.

2. Правило диагоналей

Одно из самых часто применяемых правил в фуд-фото. Его суть — расположение главных объектов в кадре по диагонали. Этот прием хорош тем, что создает динамику на снимке. Вот несколько примеров диагональных композиций.


На первом и втором фото диагональ задается двумя тарелками с супом. На третьем снимке диагональ очень лаконично и эффектно обозначается ножом.

В процессе съемок я нашла несколько особенностей построения диагональных композиций :

  • Прямоугольные разделочные доски, тарелки, ящики, подносы и т.п. — хорошая основа диагональной композиции.

  • Диагональ может задаваться не только предметами, но и цветом.

На этом фото есть диагональ зеленого цвета, которую образуют песто в банке и веточка на заднем плане.

  • Диагональ в кадре можно задать линиями досок фона или расположением края стола.

  • Диагональ можно задать или подчеркнуть столовыми приборами.

  • Диагонали часто есть в самой еде, и это можно и нужно показать.

3. Правило треугольников

Тоже очень популярное правило в фуд-фото. Его суть — главные объекты образуют треугольник. Смотрим примеры.


Авторы фото: @lumadeline, @_foodstories_, Linda Lomelino
Авторы фото: 1 — Monica Pinto, 2, 3 — Александр Сляднев

4. Спираль

Удивительно, но это правило гармонии выведено путем математических вычислений. Не будем вдаваться в научные сложности, а просто согласимся, что снимки с композицией-спиралью смотрятся очень интересно. Композицию можно построить так, чтобы взгляд зрителя закручивался или раскручивался по спирали, приходя к главному объекту в кадре. Такой прием делает кадр динамичным.


Фото Katie Quinn Davies

5. Числа Фибоначчи

Очень полезный, но почему-то не часто упоминаемый композиционный прием. Он помогает определиться с количеством предметов в кадре.

Математик Леонардо Фибоначчи вывел ряд числовой гармонии 1 1 2 3 5 8 12 … Запомни эти числа и используй их при оформлении блюд и составлении композиции.


Авторы фото Nik Sharma, Monica Pinto

На первом фото мы видим 1 кекс, украшенный 1 инжиром. Отрезано 3 кусочка кекса, 4 кусочка выглядело бы менее гармонично. На втором снимке мы видим 3 бургера, 2 стакана с пивом. Около каждого бургера лежат по 2 половинки огурчика. Все это маленькие детали, но часто именно от них зависит ощущение гармонии в кадре.

6. Ритм или паттерн

Это многократное повторение одинаковых или похожих объектов в кадре. Это простой, но очень эффектный композиционный прием.


Авторы фото @gkstories, @tata_cher, @localhaven

Ритм всегда делает фотографию живее и интереснее. Поэтому старайся замечать ритм в еде, интерьере, посуде и добавляй его на свои фотографии.

На снимках ниже ритм не является основным композиционным приемом. Но на первой фотографии ритм есть в спинке стула, в нарезанном авокадо и ветке помидорок. На втором фото очень ритмичные вафли. На третьем снимке ритм задается самой стопкой блинчиков и линиями решетки.


Авторы фото @whatforbreakfast, @ditsen, @a_violet_dream

7. Разная высота

Интересным композиционным приемом является расположение объектов на разной высоте. Это не дает зрителю заскучать, добавляет кадру динамики.


Зритель неосознанно считывает информацию со снимка слева направо и сверху вниз. Поэтому для более комфортного восприятия лучше делать верх и левую сторону фотографии легче , т.е. оставлять там больше места и больше света.

P. S. Чтобы овладеть правилами композиции, нужно много тренироваться. Потом они перейдут на уровень подсознания, и тебе даже не придется задумываться над ними.

Про другие важные части гармоничной композиции — цвет и свет, поговорим в следующих постах.

P.P.S. Всегда с удовольствием читаю комментарии к своим постам!

Фотографы, кто занимается фуд-фотографией часто сталкиваются с тем, что во время съемки продукты портятся или теряют "товарный вид". Такая регулярно повторяющаяся неприятность заставила гениев светописи смириться с действительностью и пуститься в некоторые хитрости, чтобы зритель ни в коем случае не заподозрил, что съемка велась несколько часов подряд, а прекрасный кадр является чаще всего результатом кропотливой подготовки, а не удачной спонтанности момента.

Американская творческая группа, в которую входят арт-директор Sandy Suffield, фотограф Dan Matthews и фуд-стилист Jack Sargeson, озадачились созданием фотопроекта под названием Faking It (Подделка), где раскрывают множество секретов фотографий продуктов и бескорыстно делятся своими находками со всеми, кто неровно дышит к подобному творчеству, «болеет» созданием пищевых натюрмортов или увлекается оптовыми поставками продуктовых фотошедевров в Инстаграм.

Мы не можем отставать от прогрессивного человечества и тоже захотели заглянуть за кулисы творческого процесса, чтобы понять, как это сделано.

Если посмотреть, что располагается в каждом изображении вокруг готовой композиции, то можно увидеть, что немаловажную роль для получения отличной фуд-фотографии имеет , на котором будут расположены продукты. Мы уже писали о том, что для натюрмортов и съемки пищи лучше всего использовать . Кто пропустил столь важную информацию, рекомендуем ознакомиться с материалом .

А теперь обратите пристальное внимание на снимки ниже. Вы увидите множество странных и несъедобных вещей. Для чего они? Давайте узнаем вместе.

Использовать настоящее шампанское для фотосъемки - дело неблагодарное, пьяное и накладное. Поддельное шампанское создается с помощью воды, соевого соуса и Алька Зельцер для пузырьков. Порции мяса для большей устойчивости подпираются синими пластмассовыми фигурками из Лего.

Мороженое чаще всего делают из картофельного пюре с использованием свиного сала, сахарной пудры и натуральных пищевых красителей. Например, сока тыквы или свеклы.

Тонкий слой воскового налета, который покрывает ягоды винограда и называется пруин, воспроизводится с помощью талька. Вся конструкция держится в желаемой форме с помощью зубочисток и рыболовной лески.

Торт будет выглядеть ярко и аппетитно, если украшен аэрозольной краской. Взбитый сливочный крем на самом деле - это крем для бритья (он не тает под ).

Моторное масло используют для того, чтобы сделать срез буженины блестящим и свежим. А с помощью крема для обуви затемняют прожилки, чтобы придать объемность. Лак для волос используется для овощей. Сделайте несколько прысков, и морковка будет выглядеть свежей и влажной.

Запомните! Вместо молока фуд-фотографы используют клей ПВА.

Существует еще целый ряд несъедобных вещей, которые делают продуктовые фотографии аппетитными и красивыми. А вы знаете о таких? Поделитесь секретами с нами.

Официант принес красивое блюдо, бариста приготовил ароматный капучино с густой пенкой, а из окна льется солнечный свет – казалось бы, есть все условия для эффектного food-кадра, от которого потекут слюнки. Но результат не соответствует ожиданиям и красивое фото еды никак не получается. У вас так было? У меня часто!

И не понимаю: подобрала красивые аксессуары, выбрала цветовую гамму, купила оригинальную посуду, а все кадры – в топку!


Конечно, когда компания Canon пригласила меня на мастер-класс по food-фотографии под руководством знаменитого на весь мир украинского фотографа Александра Сляднева, я не могла упустить шанс разузнать секреты правильной фотографии.

Мероприятие состоялось в шоу-руме кейтеринговой компании “Фигаро” в центре Киева. Место примечательное не только своим расположением на улице Пушкинской, но и изысканной обстановкой: вычурные стулья в стиле модерн, зеркальные витражи в интерьере… Это одновременно и офис, и действующая галерея, в которой регулярно проходят выставки и творческие вечера.

Александр Сляднев , одессит, фуд-фотограф, входит в десятку самых интересных фотографов мира по версии фото-сообщества 500px и в сотню лучших фуд-фотографов по версии British Journal of Photography. А главное, он умеет пробудить желание немедленно съесть то, что фотографирует!

Ниже постараюсь кратко донести тезисы, на которые фотограф обратил внимание. Если подойти к вопросу серьезно и попытаться сделать качественный снимок, стоит почитать литературу об основах композиции и другим моментам, на которых сделал акцент Александр Сляднев. Для меня этот мастер-класс стал ценным еще и тем, что показал: нельзя просто увидеть классную чашку с латте на своем столике, схватить смартфон и получить супер-кадр, в котором ты будешь видеть, как лопают пузырьки кофейной пенки и слышать звук глотков. Качественный снимок требует предварительной подготовки, а благодаря Canon и Саше Слядневу, я теперь знаю, что продумать, подготовить и сделать в первую очередь. Все остальное уже дело техники, энтузиазма и упорства.


6 секретов food-фотографов,

которые я выделила для себя на мастер-классе Александра Сляднева:

1. Правильный свет. Вы замечали, что картины в интерьере часто подсвечивают отдельными бра? Дополнительные источники света подчеркивают детали, выделяют акценты. А в случае с предметной съемкой – придают объем. И даже если глазу нравится картинка на столе, которую ты хочешь снять, в объективе она, скорее всего, будет плоской и невыраженой.
Для съемки еды Александр советует использовать минимум два источника света: один освещает со стороны фотокамеры, второй контровой. В качестве контрового может выступать окно, если мы снимаем на подоконнике или столе рядом с окном. При этом нужно использовать мягкий, а не прямой солнечный свет. На объект съемки он должен падать под углом 45 градусов. Рассеять яркий дневной свет можно, прикрепив белый пергамент к окну и отогнув его верхнюю часть как раз под нужным углом.
Блюдо должно находиться между двумя источниками света – тогда оно будет объемным.
Дополнительно можно использовать отражатели. Не обязательно покупать дорогой инвентарь – подойдет и обычный белый ватман.

2. Качественный фотоаппарат. В своей работе Александр Сляднев использует телеобъективы с длинным фокусным расстоянием – выше 90 мм, а лучше 135 мм. Это не обязательно должна быть зеркальная камера, может быть компакт со сменной оптикой. В частности, Александр часто использует Canon EOS M3 18-55 IS STM.

3. Числа Фибоначчи. Вы замечали, что практически на всех красивых фотографиях еда будто упорядочена и как-то по-секретному правильно расставлена на картинке? Фотографы используют числа Фибоначчи – это, как гласит Википедия, элементы последовательности, в которой первые два числа равны либо 1 и 1, либо 0 и 1, а каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377 и т.д. Мое объяснение, конечно, будет слишком примитивным, но на практике это выглядит так. На примере своих снимков, Александр показал, что при съемке макарун разных цветов, стоит подобрать, не более двух-трех оттенков, разместив их группами: 1, 1, 2, 3, 5. Если вы смотрите на фуд-фотографию, на которой изображено не одно блюдо, а целый натюрморт, там все равно будут расставлены акценты: что-то на переднем плане (один-два предмета), что-то подальше (тоже группками). Я для себя уяснила, что такая композиция строится с учетом чисел Фибоначчи. А дальше нужно углубляться в теорию .

4. Золотое сечение. Есть даже специальные приложения для камер на смартфонах, накладывающих сетку на кадр, чтобы пользователю легче было его скомпоновать. В фотокамерах тоже есть сетка. На точках пересечения линий золотого сечения должны быть расположены наиболее важные элементы композиции. Почитайте о правилах золотого сечения в фотографии, в частности, о правилах диагонального золотого сечения.


6. В снимке должна быть история. Когда мы смотрим, например, на фото с национальной едой и владеем бэкграундом, мы начинаем чувствовать вкус еды, ее запах, антураж и ситуации, связанные с ней. Если мы посмотрим на корейское блюдо кимчи, нам оно ни о чем не расскажет, если фотограф не предусмотрит в кадре дополнительных деталей, указывающих на родину этого блюда, некие традиции, связанные с его употреблением и т.д. Кроме того, фотография должна быть живой: как будто кто-то действительно трапезничает и вокруг разбросаны крошки, или еда еще горячая и от нее идет пар…

Подозреваю, что после моего текста у вас осталось больше вопросов, чем ответов. Тогда я правильно передала свои чувства после посещения мастер-класса. Потому что ни один профессионал не сможет вложить в нас свой опыт и знания. Он может только указать направления. В качестве десерта даю ссылку на вдохновляющий интернет-проект Александра – Food&Chef. Тут не только его фотографии, но еще и интервью с лучшими мировыми шеф-поварами, их рецепты и много статей Александра с советами начинающему фотографу.

В материале использованы food-фото с сайта foodnchef.com

Дата публикации: 07.08.2015

Сложности и особенности работы с едой, как правило, всплывают в процессе съемки. Специфика жанра состоит в том, что это грань между предметной съемкой, натюрмортом и умением передать фотографией информацию, затрагивающую не только визуальное восприятие, но и намекнуть на вкус, запах, текстуру блюда или продукта, передать то, что важнее всего в еде.

В съемке еды важны детали и общее понимание процесса работы. Идеально выработать свой подход к процессу и следовать набору своих, комфортных, правил. Для меня это, в первую очередь, задача съемки: что показать, что передать зрителю, куда пойдут эти фотографии потом. Клиентом может быть ресторан или вы сами, это не столь важно. Важно поставить четкую задачу, понять цели, которые вы преследуете, выполняя работу, и, исходя из этого, действовать. Когда вы знаете, с чем предстоит работать, то можете подготовиться, изучить работы других авторов, подобрать примеры и понять, что нужно для съемки. Фоны, ткани, предметный стол ― это все необходимо продумать заранее, не оставляйте подобные детали случаю и подходу «как получится, так и снимем». Вы можете очень огорчится, когда спланируете съемку в светлом ключе, а вас приведут в подвальное помещение с черными столами и коричневыми тарелками без шансов найти то, что вам нужно для кадра.

Работа с блюдом

Еда живая, она живет определенное время, а потом теряет вид. Узнать о поведении блюда вы можете у повара, который её готовил либо, если снимаете для себя, провести предварительную подготовку и протестировать блюдо. Все понимают, что мороженое тает быстро, но не все сталкивались с суфле, которое падает и теряет вид за пару минут. Обращайте внимание на подобные детали, задавайте вопросы и делайте тестовое блюдо, чтобы понять, сколько оно проживет.

Ракурс

У меня есть готовые решения, которые всегда работают. Каждое блюдо снимается в трех-четырех ракурсах, а дальше можно переходить к творчеству и нестандартным решениям.

Практически все задачи закрывает такой набор ракурсов: сверху с краями тарелки, крупно без полей, под углом в 45 градусов (так в жизни видит человек), с уровня тарелки, если блюдо высокое (не суп).

Дальше работаем с приборами, зачерпываем ложкой, накалываем вилкой, выкладываем сервировку, задействует в кадре декор и т.д. Действуем по принципу ― от меньшего к большему, и под финал буйство фантазии может зайти куда угодно. Главное, чтобы были сняты первые кадры, они дают четкую уверенность, что главная суть еды будет в фотографии.

Свет

Дневной свет прекрасен, но если вам нужно отснять шестьдесят блюд в одинаковом свете, работать с ним не реально. В целом, коммерческие проекты снимаются только с искусственным светом. Для меня работа со студийной спешкой в приоритете. Логика расстановки света может быть разная, от ракурса меняется схема света. Это влияет на цвет, блики и объем. В основном главный источник света находится за тарелкой, т.е. контровой свет для нас будет самым главным. Часть блюда, которая ближе к вам, можно подсвечивать отдельным прибором меньшей мощности или отражателем. Мы работаем с двумя приборами и по необходимости берем отражатель.

Акценты

Важно понимать, что будет ведущим элементом в кадре. Это может быть вся тарелка, например, с ярким супом, либо салат, на верхушке которого размещена черная икра в особенном, невероятном оформлении. Вам нужно понимать, с чем вы работаете для того, чтобы правильно передать акцент в кадре. Тут в ваших руках все доступные инструменты фотографа ― свет, крупный план, резкость, которая идеально выделит нужную деталь.

Приборы, напитки, салфетки, цветы могут отвлекать от основного блюда, следите за этим. Повторяющие цвета на фоне могут элегантно подчеркнуть еду в тарелке. Салат с желтым перцем хорошо дополнит красивый перец на заднем плане при ракурсе 45 градусов.

Ошибки и опасные зоны

Часто вижу на фотографиях тарелку, которая визуально «вываливается» из кадра. Происходит это очень просто: вы следите на крупном плане за едой на тарелке и отвлекаетесь от уровня стола и направления тарелки. В результате зритель видит кадр в котором тарелка стоит криво, и того хуже ― едет по столу вправо или лево. Обращайте внимание на «вылетающие» со стола тарелки.

Испортят кадр следы пальцев на приборах и тарелках, разводы, крошки. Протирать и мыть нужно все и без исключения. Не оставляйте это на потом, не думайте про графический редактор, исправляйте все сразу. Представьте, что обрабатывать кадр будет кто-то другой и просто не заметит пятно на блюде.

Если еда на тарелке потеряла вид, её нельзя снимать, оживлять, выкручиваться, её нужно заменить. Либо признать, что вы проиграли и кадр потерян. Крайне редко из засохшего пюре в тарелке получается шедевр.

Декор и композиции

Большинство решений находится у нас под руками, поэтому не бойтесь использовать подручные материалы. На последней съемке при работе с эклерами я вышла на пару минут из зала студии, когда возвращалась, увидела стопку журналов в холле. В результате мы сняли композицию, на которой дивы с глянцевых обложек держат в руках, едят и мечтают от тех самых эклерах. Не бойтесь экспериментировать и смотрите вокруг, вдохновение может прийти откуда угодно, а комфорт на съемочной площадке и слаженная работа ― лучшая почва для творчества.

Работа с клиентом

Хороший кадр начинается до того, как вы взяли камеру в руки. Как ни странно, но он начинается с людей. Если мы говорим о работе с рестораном или кафе ― с организаторов съемки. Отношение к процессу и понимание заказчика, что он хочет получить в результате, определяет успех отснятого материала.

Простой пример ― вы сейчас снимаете много крупных планов, еда прекрасно смотрится в таком виде, ваше портфолио выглядит сочно и красиво. Клиенту нравится то, что вы делаете, и вы целый день снимаете в своем стиле, потому что клиент одобрил. Потом начинается беда, т.к. дизайнер, который верстает меню из ваших фотографий, не может из вашего кадра с крупным планом собрать «тарелку под вырез с краями, снятую сверху». Дело даже не в том, что дизайнеры частенько не дружат с фотографами, дело в том, что клиент не озвучил задачу, и вы не смогли совместно построить правильное ТЗ. Результат ― красиво отснятый материал, с которым невозможно работать. Сложности бывают разными, но основная задача при общении с клиентом ― любой ценой узнать, зачем ему фотографии и объяснить, как вы работаете и что вы можете предложить. Говорить нужно прямо, предлагать только то, в чем вы уверены. Если сомневаетесь, говорите, что можете попробовать снять еще и другие варианты, но обещаний не давайте. Если клиенту нужно через вас пристроить куда-то часть денег, это тоже лучше знать заранее. Не стоит заниматься самообманом и думать о фотографии, когда основной вопрос в деньгах, а фотография ― это просто набор файлов. Цените свой труд и опыт.

Команда

Работать одному сложно и физически, и технически. Постарайтесь найти человека, который сможет помогать вам на съемке, работайте в паре. Это ускорит процесс, повышает эффективность, и вы не упустите хорошие кадры.

Постоянно работайте над собой. Ошибочно мнение, что профессионалы просто берут и одним жестом из обветренной котлеты делают фото-шедевр. Волшебство имеет вполне достижимые и простые корни. Они в труде, который прячется за легкостью опытной руки. Просматривайте много хороших фотографий, общайтесь с лучшими фотографами и поварами, разбирайте каждый красивый кадр, который видите. Приучите себя думать над чужими удачными работами. Смотрите и анализируйте свет, цвет, композицию. Уделите месяц сознательному изучению работ лучших фуд-фотографов, анализируйте их кадры и свои, ищите слабые и сильные места. Сложно делать это самому ― работайте в паре, найдите собеседника, того, кто интересуется фуд-фото, обсуждайте все вслух, чужое мнение может быть очень полезным! Через месяц вы будете анализировать на автомате. Это неизбежно приведет к вашему росту, и кадры будут становиться лучше с каждой сознательной и продуманной фотосессией.

Фотографии: Ольга Драч и Евгения Драч

Если вы добрались до этой страницы — это уже неплохое начало для знакомства с основами фотографии в целом и фуд фотографии в частности. Во вступительной заметке я, конечно, не раскрою какие-то секреты и способы, как за три дня научиться делать потрясающие фото. Я лишь расскажу то, с чего начинал я, какие трюки использовал и какие знания помогли мне в самом начале.

Договоримся сразу — я говорю именно про фуд фотографию (а вы уже сами применяете это в других жанрах), говорю своими словами и со своими примерами.

Давайте на минуту отвлечёмся и поговорим вот о чем — что нужно для хорошего фуд снимка, чему можно научиться быстро, а что нужно развивать постоянно. Я разделяю результат хорошего снимка на три части: правильное владение техникой, красивая подача блюда и качественное построение композиции. Данная базовая заметка будет о технической стороне, поэтому к ней вернёмся позже.

Что я подразумеваю под красивой подачей блюда, думаю пояснять не нужно. Даже если вы делаете снимок для соц. сети или просто чтобы отправить её друзьям, это вовсе не значит, что не нужно чуть упорядочить блюдо в кадре. А уж если вы используете снимки для своего блога, статьи в журнале и прочих коммерческих целях — еда должна вызывать бурное слюноотделение у зрителя.

Еда должна выглядеть опрятно (если иное не подразумевается задумкой и сценарием), по возможности нужно показать все ингредиенты, участвующие в блюде. Если есть какой-то главный ингредиент — покажите его на первом плане. Используйте специи, соусы, посыпки, чтобы сделать кадр живее, аппетитнее. Овощи, травы, мясные изделия хорошо смотрятся, если смазать их маслом — это придаёт им блеск, красивые блики и отражения. Таких хитростей очень много и называется это всё фуд стилистика. Напишите мне в комментариях, если вам интересно было бы прочитать больше об этой теме.

С подачей разобрались, перейдём к композиции. Для меня это не просто правильное расположение объекта съемки в кадре, но и полное построение картинки. Как советуют многие (заграничные) книги о фуд фотографии — расскажите в кадре историю. Самое простое, чтобы вы поняли — панкейки, преступление сфотографировать их без сладкого соуса, или ягод в кадре. Если мы делаем картошку фри — как не показать в кадре бутылочку кетчупа или чашечку горчицы. Всё это играет важную и полезную роль — детали, вот, что делает кадр интересным, запоминающимся. Об этом я тоже планирую рассказывать чуть позже.

Вернёмся к технической стороне. Хочу заметить, что хороший снимок можно и возможно получить даже телефоном, просто есть свои особенности. А уж если у вас неплохой фотоаппарат, то вообще ничто не мешает вам делать снимки «как из журнала». Всё, что для этого нужно — вникнуть в основы и понять, почему и как ими пользоваться.

Начнём с самого главного — свет. В своих фотографиях я пользуюсь исключительно естественным освещением от окна. Только он максимально натурально освещает объекты на фотографии, не искажает цвет и работать с ним очень просто. Прошу обратить внимание, что вам совсем не нужно, чтобы солнце светило в окно как фонарик. Напротив, лучше, если солнце где-то сбоку от окна. Позже я объясню почему.

Логично догадаться, что свет в кадре может падать с разных сторон: сбоку, фронтально и сзади фотографируемого объекта (контровой свет, он светит нам «в лицо»).

Как и в портретных фотографиях — для фуд фото очень хорош контровой свет, то есть вы ставите еду между окном и фотоаппаратом, источник света получается сзади объекта съемки. Считается, что при таком расположении источника света, кадры получаются интересными и живыми. Я же пользуюсь таким освещением только если в кадре будут прозрачные напитки (тогда свет проходя сквозь стакан как бы подсвечивает его), они получаются более светлыми, хорошо показывая текстуру и яркость жидкости. Второй сценарий использования контрового света — когда мы хотим практически выбелить задний план, здесь всё логично — источник света сильно освещает задник, при этом сохраняя сочные цвета переднего плана (нет пересветов).

Есть у такого расположения и свои минусы — практически невозможно сфотографировать объект без подручных отражателей (об этом ниже).

В остальных случаях удобнее всего пользоваться боковым светом, причём, само собой, нет почти никакой разницы слева или справа находится источник, если иное не задумано сюжетом кадра.

Фронтальный свет не используется практически никогда. Он слишком активен на переднем плане, что приводит к сильным пересветам, да и часто фотограф создаёт тень на блюде при таком освещении — это, безусловно, лишнее.

Теперь ещё один очень важный параметр — вид лучей и как результат тип теней и освещения в целом. Бывает прямой свет и рассеянный, точнее прямые лучи и рассеянные. Представьте, если вы посветите на апельсин фонариком «в лоб». Тень от него будет очень четкой, буду сильно освещенные участки и наоборот — очень тёмные. Это прямые лучи, очень сильные. Если же между фонариком и апельсином поставить лист тонкой бумаги — лучи получатся рассеянными, тени станут мягкими, а освещенность объекта значительно ровнее.

Здесь не имеет значения, где находится источник света. Всегда нужно использовать рассеянный свет. Для этого используют полупрозрачные тонкие диффузоры: бумага, белые ткани и так далее. Если вы фотографируете у окна — можно на стекло приклеить кальку или повесить тонкую ткань-занавеску. Снимая на улице также нужно избегать прямых лучше света: уходить в тень, или ставить между солнцем и объектом всё те же диффузоры.

Посмотрите на пример: здесь контровой свет из окна, солнце светит прямо и поэтому рисует очень четкие тени и неравномерные засветы. На втором снимке я прилепил на стекло лист тонкой белой бумаги.

Никакие другие параметры я не менял. Разница очевидна.

Следующий уровень улучшения фотографии — использование отражателей. Нужны они для того, чтобы отражать свет, переправляя (в нужном нам направлении) свет на объект съемки. Проще говоря, мы полнее освещаем объект, что в итоге даёт более равномерные тени и цветовые переходы.

Я просто обклеил картонные плитки белой бумагой. Компактно и удобно.

Если вы снимаете еду более стихийно — используйте подручные средства — белые листы бумаги, журналы, обложки книг, меню в кафе и ресторанах, белые коробки и так далее. Чем светлее отражатель — тем лучше (в идеале белый).

Можно использовать от одного до трёх отражателей, я чаще всего беру один, мне этого хватает. Я ставлю его напротив источника света, довольно близко к объекту и сразу понимаю, под каким углом подстроить отражатель, чтобы получить задуманный кадр.

Как и раньше, все настройки фотографии без изменений. Лишь добавляются отражатели.

Наиболее очевиден плюс от применения отражателя в сравнении первой и второй картинок. Видите, как подсветилось дно кусочка торта, как равномернее в целом осветился объект съёмки, что дало возможность увидеть лучше детали торта.

Ещё лучше это срабатывает с неоднородными блюдами — салаты, паста и так далее, где очень много теневых и освещенных участков.

При боковом освещение отражатели используются ровно также.

Вот, как это выглядит в жизни: картонная карточка обклеена белым листом с одной стороны, стоит на счет прищепок (удобно их снимать и складывать отражатели при транспортировке).

Следующий интересный момент — угол съемки. По большому счету принято снимать еду под четырьмя углами: 0 градусов (фронтально), 90 градусов (сверху), 45 градусов (средний наклон) и 10-20 градусов. Кстати, если снимаете телефоном или самым простым фотоаппаратом — чаще используйте съемку сверху, это позволит максимально спрятать недостатки используемой техники.

Используйте тот угол съемки, который больше всего нравится вам, если иное не предусмотрено задумкой. Например панкейки лучше фотографировать фронтально, составив их высокой башенкой, так будет лучше видно их толщину, пористость и фактурность. Снять их сверху и что мы получим? Поджаренные кружочки и ничего больше. А вот, например, пиццу лучше снимать сверху — именно так максимально раскроется каждый ингредиент.

Если только начинаете снимать, пробуйте все ракурсы, и уже потом, просматривая на компьютере снимки, сможете понять, какой ракурс был удачнее, лучше передал задумку. Со временем вы автоматически сможете понимать, какое блюдо снимать в каком ракурсе.

Разобрались с общими понятиями, перейдём глубже — настройки фотоаппарата. Рассказываю про зеркальные и беззеркальные фотоаппараты, что-то подойдёт и мыльницам и телефонам. Обратите внимание, что в фотоаппарате часто есть колесо режимов съёмки: ручные, автоматические, сюжетные. И раз уж вы дочитали заметку до этого момента, значит точно хотите получать качественные снимки. Поэтому автоматические режимы забываем! Навсегда!

Чаще всего в фуд съемке используется режим Приоритета диафрагмы, реже режим Приоритета выдержки и совсем уж редко полностью ручной режим (для профи с узкими целями).

В разных фотоаппаратах режимы (буквы на колесе) называются по-разному, но вы быстро разберётесь именно с вашей моделью и колесом управления, достаточно изучить первый лист инструкции.

Что же такое режим диафрагмы? В этом режиме мы говорим фотоаппарату насколько открыть диафрагму (лепестки в объективе). Обычно значения начинаются от 1.4 (диафрагма очень открыта) до 16 (закрыта сильно).

Для нас (в фуд съемке) это означает, насколько будет размыт задний план (или даже часть объекта съёмки). Чем больше открыта диафрагма, тем сильнее размывается всё, что не попадает в ГРИП (глубину резко изображаемого пространства). Звучит непонятно, но вот вам пример.

Я поставил три стаканчика. Фокусировался на переднем. Сделал четыре снимка при значении диафрагмы 1.8; 4; 7.1; 14.

Видите? Чем больше открыта диафрагма, тем меньше размер ГРИП (того, что будет в фокусе). И наоборот — чем диафрагма закрыта сильнее, тем больше ГРИП (больше объектов в пространстве будут резкими).

Вот почему режим приоритета диафрагмы используется в 80% случаев. С его помощью легко выделить объект и размыть остальное, тем самым показав зрителю, что важно для нас в кадре.

Если у вас мыльница или смартфон — даже с ними можно добиться размытия всего ненужного — для этого максимально близко снимайте главный объект, а другие предметы и фоны постарайтесь поставить как можно дальше.

Потренировавшись, вы легко сможете определять, насколько нужно открыть диафрагму в том или ином сюжете и построении кадра.

Для базы этого будет вполне достаточно. Завершить заметку хочу классическим правилом третей для построения кадра. Это правильно работает не только в фуд фотографии и даже не только в фотографии (но и живописи, например).

Кратко правило говорит, что нужно поделить кадр на три части по горизонтали и вертикали и располагать логически важные объекты вдоль этих линий. Вот так:

Видите, что стакан стоит вдоль одной вертикальной линии и горизонтальной, можно сказать его центр сходится с пересечением этих линий. Считается, что при таком построении кадра человеческому глазу проще настроиться и картинка кажется более правильной, акценты расставляются автоматически.

Безусловно правила нужны, чтоб их нарушать. Но постарайтесь первое время снимать именно так, а уж потом, хорошо усвоив этот момент, поймёте, где можно отойти от правила.

Мне очень важна обратная связь с вами! Напишите в комментариях, достаточно ли понятно вам то, о чем я пишу, хватает ли схем и фотографии для иллюстрации примеров. Хотели бы вы изучать вопрос глубже (и какой именно).

Кроме того, уже сейчас я готов дать индивидуальные консультации и уроки по вопросам фуд фотографии. В таких занятиях мы работаем именно с вашими вопросами, вашим оборудованием, способами освещения и так далее.

Канализация