Высота рельса р65 от подошвы до головки. Рельса Р65 - размеры: ширина головки и подошвы, высота с подкладкой и шпалой, длина, характеристики

Рассмотрим один из наиболее часто используемых конструктивных элементов российской железнодорожной сети. В фокусе внимания – характеристики: площадь сечения, длина, высота и ширина головки рамного рельса Р65 и другие размеры и параметры. В тексте мы проанализируем прокат, который принимает прямое давление колес при движении ЖД состава, перерабатывает эти нагрузки и передает их на шпалы, то есть на опору. Подробный подход – для того, чтобы понять, почему именно эта модель настолько востребована при создании путей (в частности, при прокладке бесстыкового и звеньевого полотна широкой колеи). Отдельно отметим, что нормативными документами, определяющими марку стали, особенности исполнения и все другие показатели, являются сразу несколько ГОСТов: 8161-75, 51685-2000, 51685-2013.

Назначение, описание, размеры и вес рельсов Р65

Эти конструкции выполняют несколько задач:

  • определяют направление езды пассажирского и грузового транспорта по железной дороге;
  • принимают и передают нагрузки, тем самым продлевая срок эксплуатации как самого пути, так и подвижных частей перемещающегося по нему состава;
  • создают площадку для колес, которые соприкасаются с рабочей поверхностью только 30-50 мм своей площади, что позволяет развивать высокую скорость.

Функционально это верхние элементы ЖД-полотна, уложенные на шпалы, скрепленные между собой. Из них формируют широкие колеи как звеньевые, так и бесстыковые, с грузонапряженностью 25-75 млн т. км/км в год. Обладают достаточно подробной классификацией: по виду, категориям качества, способу выплавки, наличию отверстий под болты и так далее. Особенной популярностью пользуется тип Т1, то есть термоупрочненный, предназначенный для создания плетей путей протяженностью в 100-800 км. Маркировка у него говорит о весе погонного метра, который равняется ГОСТ 8161-75 – 64,72 (64,88) кг. Также востребованы модели с меткой К (из конверторной стали), предназначенные для наружных нитей криволинейных участков.


Металлопрокат производится как из НЛЗ (то есть непрерывно-литых заготовок), так и из слитков. После выпуска могут проходить как контролируемое охлаждение, так и изотермическую выдержку. К готовым изделиям вышеперечисленные ГОСТы предъявляют целый ряд требований – по прогибу, скручиванию, отклонению (подробнее – в разделе «Общие параметры»).

Элементы

Конструкция условно состоит из трех частей:

  • Головка – должна быть такой формы, чтобы обеспечивать надежную опору для колеса ЖД-транспорта.
  • Шейка – принимает напряжение, сопротивляется ему, передает его шпалам.
  • Подошва – состоит из левого и правого перьев, равномерно распределяет нагрузки по поверхности опорного бруса.

Отдельно следует выделить пазухи, расположенные с обеих сторон от шейки и идущие от низа головки до середины подошвы. Благодаря расположенным в них клиновидным накладкам соединяют отдельные двутавровые направляющие (внимание, на определенных участках пути, а не по всей протяженности).

Размеры и характеристики рельса типа Р65

Форма этого изделия металлопроката тщательно выверена, вплоть до каждого уклона, радиуса закругления, площадки. Все поверхности подбирались как с помощью расчетов, так и опытным путем для оптимального сцепления с колесами ЖД-транспорта. А также с учетом того, насколько серьезным нагрузкам подвергаются эти элементы. Ведь их конструкция просто обязана стойко сопротивляться деформации в течение десятилетий.

Предлагаем всесторонне проанализировать, какая линия профиля двутавра за что отвечает и почему она должна быть именно такой. Д х Ш х В рассмотрим в разделе «Общие параметры», а здесь – характеристики:

  • R500 – радиус головки, отвечающий за центрирование напряжений, то есть за совпадение продольных осей нашей опорной конструкции и движущей части железнодорожного транспорта;
  • уклон 1:20 – подобран в такой пропорции для оптимального соответствия с колесными гребнями;
  • R80, R15, R370 – переходные радиусы, нужные для максимально плотного контакта с движущейся частью транспорта и верхней части (соответственно), а также для устранения участков опасных нагрузок;
  • уклоны 1:4 – сделаны с таким соотношением для правильного монтажа клинообразных накладок (также играющих роль распорок);
  • R3 – радиус скругления, чтобы головка не была слишком острой и не концентрировала лишнее напряжение;
  • R400 – переходный, нужен, чтобы подошва принимала нагрузку плавно.

Перед тем как приводить длину, ширину, высоту, отметим, что эти двутавры делаются из прочного металла. Он заслуживает отдельного рассмотрения.

Рельсовая сталь

Из нее выпускают все подвиды двутавровых профилей серии (в том числе РК65, Р50 и Р75). Почему? Потому что она обладает впечатляющей износостойкостью, твердостью, сопротивлением на изгиб. Эти свойства обусловлены составом: марка М76ВТ содержит 0,82% углерода, а также большое количество легирующих примесей (кремний, цирконий, титан, ванадий, марганец).


Рассматриваемые нами изделия металлопроката либо сразу выплавляются в мартеновских печах (первая группа), либо отливаются из заготовок (вторая). Но они в любом случае проходят несколько последовательных видов термической обработки. Последняя влияет не только на прочностные свойства, но и на стоимость. О том, какая сталь применяется, читайте в .

Общие параметры рельса Р 65

К их производству применяются следующие требования:

  • внутри материала не должно быть расслоений (усадок, рыхлости), пятнистой ликвации, трещин, корочек (как светлых, так и темных), инородных включений шлака или металла;
  • недопустимы дефекты, превышающие согласованные с МПС РФ нормы и выявляемые посредством ультразвуковой проверки;
  • поверхность изделия – строго без вмятин, царапин, раковин от окалины, трещин, раскатанных загрязнений, закатов, подрезов, рябизны, скворечников;
  • стрела прогиба (как по вертикали, так и по горизонтали) при равномерной кривизне обязана не превышать 1/2200 или 1/2500 Т1, Т2, Н или B-категории соответственно;
  • торцы – без расслоений, рванин, сколов, заусенцев, наплывов; с торцов допустимо снимать фаски шириной до 3 или до 5 мм, а на термоупрочненном металлопрокате с болтовыми отверстиями это даже нужно делать;
  • отклонение от прямолинейности, при проверке по хорде, по вертикали (плоскость катания головки) и по горизонтали (по боковой грани) не должно превышать 0,3-0,5 или 0,6-0,8 мм;
  • болтовое отверстие – строго без задиров, рванин, следов усадки (трещины, расслоения) или сверления;
  • величина скручивания – не более 1/10000 или 1/25000 от общей длины и соотносится с площадью сечения рельсы Р65 категории T1, T2, H или B соответственно.

Некоторые производители модифицируют продукцию по индивидуальному заказу клиента. Убирают отверстия в шейке или закаливают поверхности катания с одного или обоих концов, меняют диаметр и расположение болтовых отверстий и тому подобное. Такие улучшения влияют на конечную цену продукции. Поэтому если изделие, представленное к продаже в каталоге компании «ПромПутьСнабжение», обладает какими-то из перечисленных особенностей, потенциальный покупатель узнает об этом в обязательном порядке.


Теперь переходим к таблице общих характеристик:

Параметр

ширина подошвы Р65

полная высота

площадь поперечного сечения Р 65

масса 1 штуки

масса 1 погонного метра

момент инерции по осям

расстояние от центра тяжести

нейтральная ось

Показатель

150 мм

180 мм

82,65-82,79 см2

0,811 т

64,72-64,88 кг

по горизонтали:

3540-3573 см4

по вертикали:

564-572 см4

до верха:

98,3-98,7 мм

до низа:

81,3-81,7 мм

18 мм

Это именно общие показатели, а есть еще и дополнительные, но тоже важные, например, параметр высоты головки, входящий в полную и равный 45 мм, или ширина, составляющая 75 мм. Есть и более специфические данные вроде распределения металла по объему или числа сварных стыков. Не будем Вас ими утомлять – главное, что все они представлены в техническом паспорте к изделиям и могут быть отдельно запрошены при заказе.

При покупке в «ПромПутьСнабжение», можно не только обсудить сроки поставки, но и уточнить каждый интересующий вас дополнительный показатель, вплоть до плотности мартеновской, конвертерной или электростали, использованной при производстве. Менеджеры компании будут рады проконсультировать и облегчить ваш выбор.

Стандартная длина рельсы Р65

А вот этот показатель настолько важен, что мы решили не включать его в таблицу, а рассмотреть отдельно. Здесь есть два варианта исполнения:

  • 12,5 м, с допустимыми внутренними линиями кривых в 12,42 и 12,46 м, а для бесстыкового железнодорожного полотна – в 12,36 м;
  • 25 м, с возможными нитями в 24,84 и 24,92 м.

Некоторые особенности производства

Концы готового к продаже металлопроката должны быть отфрезерованы под углом в 90 градусов к плоскости оси. Причем с допуском не более 1 мм.

При этом есть двутавры различных серий с идентичными показателями. Например, болтовые отверстия и ширина головки и подошвы в описании рельса Р 65 и Р 75 полностью одинаковы, что позволяет без проблем стыковать их между собой при укладке пути железной дороги. Моменты инерции и сопротивления нагрузкам также совпадают, что дает возможность длительно эксплуатировать ЖД-полотно, не боясь, что один его опорный элемент выйдет из строя гораздо раньше другого. Проектирование также существенно упрощается – можно создавать транспортные линии большой протяженности, подключать и реконструировать даже старые узлы и развязки.

Описание

Это наиболее популярный, известный и часто заказываемый сегодня вид рассматриваемых нами двутавровых направляющих. «Т1» в маркировке значит, что они термоупрочненные (то есть прошли обработку экстремальными температурами), а значит усиленной прочности и способны стабильно выдерживать максимально серьезные нагрузки. Цифра «65» – примерная масса 1 погонного метра такого изделия (выше в таблице мы указали, что точный вес – 64,72 кг).


Легкая стыковка и беспроблемное совмещение предусмотрены. Потому что размерные характеристики серии полностью совпадают с «классическими». Так, например, высота и ширина верхней части Т1 равны 45 и 75 мм соответственно. Радиусы и уклоны также идентичны тем, что были представлены на схемах.

Поэтому термоупрочненную продукцию можно монтировать на железнодорожных линиях не только специального, но и общего назначения, в том числе и на подъездных, и на главных путях. Укладывать их тем удобнее, что предлагаются они в двух вариантах исполнения – по 12,5 и по 25 м. Правильный выбор позволяет сэкономить значительную сумму при строительстве протяженной ЖД-трассы. На складе компании «ПромПутьСнабжение» в наличии оба вида – обращайтесь и заказывайте в нужном объеме.

Сверление рамного рельса Р-65 Т1

Осуществляется специальными сверлами повышенной твердости шейки (по Бриннелю – 388 HB, по Роквеллу – до 41 HRC). Эти инструменты также отлично подходят для обработки металлопроката категории Р-50.

Область применения серии Т1

Помимо уже перечисленных сфер, термоупрочненные двутавровые профили востребованы при монтаже плетей так называемых «бархатных» линий. Их основное преимущество в том, что их можно сваривать между собой как сразу на производстве, так и в «полевых условиях», с помощью машин ПРСМ. Получается, что с ними не нужны крепежные элементы, что удешевляет укладку железной дороги, и нагрузка на основание за счет отсутствия стыков будет уменьшена.

Еще одна сфера применения продукции, прошедшей температурную обработку, – ремонт и реконструкция ЖД-полотна. Высота рельсы Р65-Т1 с железнодорожной подкладкой и шпалой идентична «классической» и равняется 180 мм, поэтому ею можно без проблем заменить даже самую старую конструкцию, уже износившуюся или получившую значительные физические повреждения.

______________________

Компания «ПромПутьСнабжение» оказывает услуги по продаже железнодорожных рельсов по всей России. Реализует шпалы, железнодорожный крепеж, инструмент путевой, оказывает услуги по сверлению, фрезеровке, резке, сварке, ремонту ж/д путей, изготавливает ж/д изделия. На других страницах нашего сайта вы также можете узнать интересующие вас размеры других образцов.


О том, сколько весит «Шестьдесят пятая» у нас тоже есть . Также читайте на нашем сайте о и .

Основу железнодорожной сети России составляют рельсы Р 65 - линейные конструкции двутаврового поперечного сечения, которые служат для восприятия нагрузок от подвижного состава, их упругой «переработки» и последующей передачи на опору - шпалы. Характеристики этих «стальных балок» регламентированы ГОСТом Р 8161-75. Он устанавливает конструкцию и размеры закаленных и незакаленных рельс и рельсовых плетей типа Р65.

Рельсы Р 65

Любые рельсы предназначены для решения нескольких задач. Во-первых, они воспринимают и передают поездную нагрузку. Это необходимо для сохранения долговечности как земляного полотна, так и колес. Во-вторых, они задают направление движения подвижного состава. И, наконец, они создают площадку с наименьшим сопротивлением для качения колес. Поверхность соприкосновения рабочих элементов составляет несколько сантиметров (3-5 в зависимости от класса пути).

Область применения представленных линейных конструкций довольна обширна. Так, рельсы Р 65, равно как и Р50, Р75, используются для укладки звеньевого и бесстыкового пути широкой колеи. Они также используются при создании стрелочных переводов. В последнем случае используются линейные изделия с видоизмененным профилем (РК65).

Элементы рельса

Рельсы Р65, как и любые другие типы, нельзя назвать обычной двутавровой балкой.

Специалисты выделяют в его конструкции несколько условных частей:

  1. Головка - ее форма обеспечивает надежное сцепление колеса подвижного состава с самим рельсом.
  2. Шейка - сопротивляется изгибающим нагрузкам, а также передает их на опору
  3. Подошва - обеспечивает устойчивость всей линейной конструкции, распределяет напряжения по всей поверхности шпалы. Она состоит из правого и левого пера.

Кроме того, в пределах рельса выделяют две области, расположенные по левую и правую сторону от шейки и занимающие пространство от нижнего края головки до средней части подошвы. Это так называемые левая и правая пазухи. В них располагаются клиновидные накладки, которые скрепляют рельсы Р 65 между собой на некоторых участках пути.

Размеры рельса Р65

Мало кто задумывался, почему рельс Р 65 имеет именно такую форму. Между тем каждый радиус закругления, ровная площадка и уклоны специально подбирались опытным путем или расчетами, чтобы создать оптимальные условия для взаимодействия с подвижным составом.

Большинству из нас известно, что имеет рельс Р 65 вес, равный 65 кг, что на самом деле является неверным. Точная масса погонного метра составляет 64,72 кг. Другие же параметры имеют следующее значение:

  • радиус головки (R500) обеспечивает центрирование нагрузки, то есть заставляет совпасть продольную ось колеса с осью рельса;
  • R80 создает плавный переход к R15, который создает плотный контакт с гребнем колеса;
  • уклон головки 1:20 соответствует уклону гребня колеса, что необходимо для сопряжения с гребнем колеса;
  • радиусом R3 скругляют острый край головки, что делается для ликвидации концентраторов напряжений;
  • переходные радиусы R15 и R370 введены для того, чтобы обеспечить плавное сопряжение головки с шейкой и ликвидировать области с опасными напряжениями;
  • переходный радиус R400 у основания шейки необходим для плавной передачи нагрузки на подошву;
  • уклоны верхней грани подошвы и нижней части головки одинаковы (1:4), что необходимо для установки клинообразных накладок, которые одновременно выступают и как распор.

Ежедневно колоссальным нагрузкам подвергается рельс Р 65. Вес его в промышленности России нельзя недооценить. Но если бы не особая конструкция, он бы не смог справиться со своей задачей, быстро бы деформировался и нуждался в замене.

Рельсовая сталь

Все рельсы железнодорожные (Р 65, РК65, Р75, Р50) изготавливают исключительно из рельсовой стали. Она отличается высокой прочностью на изгиб, твердостью и износостойкостью, что достигается высоким содержанием углерода (0,82 %) и добавлением легирующих добавок - марганца, ванадия, циркония, кремния, титана.

М76ВТ - основная марка стали, применяемая при производстве рельсовых плетей. В зависимости от способа получения она может быть первой (выплавляемые исключительно в мартеновских печах) или второй группы. Отлитая или прокатанная «болванка» проходит сложный многоступенчатый этап термической обработки. Во многом именно поэтому на рельс Р 65 цена находится на столь высоком уровне - от 50 тыс. рублей за тонну.

(Взамен ГОСТ 7174-75, 8161-75 ,ГОСТ 16210-77,ГОСТ 18267-82)

Дата введения 01.07.2001

Область применения

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы Р50, Р65, Р75 предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов. Обязательные требования к качеству рельсов, обеспечивающие безопасность движения, изложены в разделах 5-8 настоящего стандарта.

Классификация рельс

4.1. Рельсы подразделяют: по типам:

  • Р65К (для наружных нитей кривых участков пути),
  • В - рельсы термоупрочненные высшего качества,
  • Т1, Т2 - рельсы термоупрочненные,
  • Н - рельсы нетермоупрочненные;

по наличию болтовых отверстий:

  • с отверстиями на обоих концах,
  • без отверстий;

по способу выплавки стали:

  • М - из мартеновской стали,
  • К - из конвертерной стали,
  • Э - из электростали;

по виду исходных заготовок:

  • из слитков,
  • из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ);

по способу противофлокенной обработки:

  • из вакуумированной стали,
  • прошедшие контролируемое охлаждение,
  • прошедшие изотермическую выдержку.

Конструкция и размеры

5.1. Форма и основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 1. Допускаемые отклонения контролируемых размеров и формы поперечного сечения рельсов должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

Рисунок 1 - Основные размеры поперечного сечения рельса

Таблица 1
В миллиметрах

Наименование размера поперечного сечения

Значение размера для типа рельса

Высота рельса H

Высота шейки h

Ширина головки b

Ширина подошвы B

Толщина шейки e

Высота пера m

Таблица 2
В миллиметрах

Наименование показателя

Допускаемое отклонение размера и формы поперечного сечения для типа и категории рельса

Р65, Р75

Т1,Т2, H

Т1,Т2, H

Т1,т2, Н

Ширина головки b

Ширина подошвы B

Толщина шейки e

Высота рельса H

Высота пера m

Высота шейки рельса h

Отклонение формы поверхности катания головки от номинальной (по оси симметрии)

Не нормируется

Выпуклость подошвы (равномерная)

Вогнутость подошвы

Не допускается

Отклонение профиля от симметричности (асимметричность)

5.2. Расположение, количество и диаметр болтовых отверстий в шейке на концах рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 2 и в таблице 3. По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, количеством и диаметром болтовых отверстий.

Рисунок 2 - Расположение болтовых отверстий

Таблица 3
Размеры в миллиметрах

Тип рельса

Значение размера

Допускаемое отклонение для рельса категории

d

t

l 1

l 2

l 3

Т1,Т2, Н

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта МПС РФ», Государственным научным центром Российской Федерации ОАО «Уральский институт металлов», ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат» ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 367 «Чугун, прокат и металлоизделия» 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2000 г. № 378-ст 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4 ИЗДАНИЕ (март 2002 г.) с Поправкой (ИУС 9-2001)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

Общие технические условия

Railway rails.
General specifications

Дата введения 2001-07-01

1 Область применения Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы, предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытания на растяжение ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) Чугун, стать и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава ГОСТ 7566-94 Металлопродукция. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ГОСТ 8233-56 Сталь. Эталоны микроструктуры ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах ГОСТ 10243-75 Сталь. Метод испытаний и оценки макроструктуры ГОСТ 17745-90 Стали и сплавы. Методы определения газов ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния ГОСТ 22536.5-87 (ИСО 629-82) Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома ГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля ГОСТ 22536.10-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения алюминия ГОСТ 22536.11-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения титана ГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия ГОСТ 26877-91 Металлопродукция. Методы измерения отклонений формы ГОСТ 28033-89 Сталь. Метод рентгенофлюоресцентного анализа ГОСТ 30415-96 Сталь. Неразрушающий контроль механических свойств и микроструктуры металлопродукции магнитным методом ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений ГОСТ Р 50542-93 Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1. плавка: Объем стали, выплавляемой единовременно в сталеплавильном агрегате (мартеновской печи, кислородном конвертере или электропечи). При выплавке стали в печах большой емкости и ее разливке в два или более ковшей, каждый ковш считают самостоятельной плавкой. Отдельные ковши одной плавки называются смежными плавками. 3.2. серия плавок: Ряд плавок стали одной марки, разливаемых непрерывно через один промежуточный ковш способом «плавка на плавку». 3.3. партия: Рельсы одного типа, одной или нескольких плавок, одного режима термической обработки (для термоупрочненных рельсов), одновременно предъявляемые к приемке в количестве не более 100 шт. 3.4. контрольный рельс: Рельс, отбираемый для приемосдаточных испытаний. Контрольными являются рельсы, прокатанные из слитков, соответствующие подусадочной (головной) и донной части слитков, и рельсы, прокатанные из непрерывно-литых заготовок, соответствующие началу и концу разливки одной или серии плавок. Обозначение и маркировка контрольных рельсов по 6.19.2.2. Остальные термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения установлены ГОСТ Р 50542.

4 Классификация

4.1. Рельсы подразделяют: по типам: Р50, Р65, Р65К (для наружных нитей кривых участков пути), Р75; по категориям качества: В - рельсы термоупрочненные высшего качества, T 1, T 2 - рельсы термоупрочненные, Н - рельсы нетермоупрочненные; по наличию болтовых отверстий: с отверстиями на обоих концах, без отверстий; по способу выплавки стали: М - из мартеновской стали, К - из конвертерной стали, Э - из электростали; по виду исходных заготовок: из слитков, из непрерывно-литых заготовок (НЛЗ); по способу противофлокенной обработки: из вакуумированной стали, прошедшие контролируемое охлаждение, прошедшие изотермическую выдержку.

5 Конструкция и размеры

5.1. Форма и основные (контролируемые) размеры поперечного сечения рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 1 . Допускаемые отклонения контролируемых размеров и формы поперечного сечения рельсов должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2 .

Рисунок 1 - Основные размеры поперечного сечения рельса

Таблица 1

В миллиметрах

Наименование размера поперечного сечения

Значение размера для типа рельса

Высота рельса Н
Высота шейки h
Ширина головки b
Ширина подошвы В
Толщина шейки е
Высота пера т

Таблица 2

В миллиметрах

Наименование показателя

Допускаемое отклонение размера и формы поперечного сечения для типа и категории рельса

Ширина головки b
Ширина подошвы В

1,0
- 1,5

1,0
- 2,0

Толщина шейки е

0,8
- 0,5

0,8
- 0,5

0,8
- 0,5

Высота рельса Н

0,6
- 0,5

0,8
- 0,5

1,3
- 1,0

Высота пера т

1,0
- 0,5

1,0
- 0,5

Высота шейки рельса h

0,3
- 0,5

0,3
- 0,7

Отклонение формы поверхности катания головки от номинальной (по оси симметрии)

Не нормируется

Выпуклость подошвы (равномерная)
Вогнутость подошвы

Не допускается

Отклонение профиля от симметричности (асимметричность)
Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров и не контролируемые на готовых рельсах, установлены в приложении А. (Поправка). 5.2. Расположение, количество и диаметр болтовых отверстий в шейке на концах рельсов должны соответствовать приведенным на рисунке 2 и в таблице 3 . По согласованию сторон рельсы могут быть изготовлены с другим расположением, количеством и диаметром болтовых отверстий.

Рисунок 2 - Расположение болтовых отверстий

Таблица 3

Размеры в миллиметрах

Тип рельса

Значение размера

Допускаемое отклонение для рельса категории

Р50
Р65, Р65К
Р75
Примечание - Размер t приведен для настройки сверлильных агрегатов; на готовых рельсах его не контролируют.
5.3. Болтовые отверстия должны быть перпендикулярны к вертикальной продольной плоскости рельса. На кромках болтовых отверстий должна быть фаска шириной от 1,5 до 3,0 мм под углом около 45 °. 5.4. Длина и допускаемые отклонения длины рельсов должны соответствовать приведенным в таблице 4 .

Таблица 4

Длина рельса, м

Допускаемое отклонение длины рельса, мм, для категории

Наличие болтовых отверстий

Без отверстий

25,00
24,92
24,84

С отверстиями

12,52
12,50
12,46
12,42
12,38

Примечание - Длина рельсов установлена для условий измерения на приемочном стеллаже предприятия-изготовителя.
По согласованию сторон рельсы изготовляют другой длины. 5.5. Косина торцов не должна быть более, мм: 0,5 - для рельсов категории В; 1,0 - для рельсов категорий T 1, T 2 и Н. 5.6 Прямолинейность рельсов 5.6.1. Стрела прогиба рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях при равномерной кривизне по всей длине не должна превышать: 1/2500 длины рельса категории В; 1/2200 длины рельса категорий T 1, T 2 и Н. 5.6.2. Отклонения рельсов от прямолинейности по поверхности катания головки в вертикальной плоскости и по боковой грани головки в горизонтальной плоскости на базовой длине 1,5 м при измерении по хорде не должны соответственно превышать, мм: 0,3 и 0,5 - для рельса категории В; 0,6 и 0,8 - для рельса категорий T 1, T 2 и Н. 5.6.3. Отклонения концов рельсов от прямолинейности в вертикальной и горизонтальной плоскостях на базовой длине 1,5 м не должны превышать значений, указанных в таблице 5 .

Таблица 5

5.7. Скручивание рельсов не должно превышать: 1/25000 длины рельса категории В; 1/10000 длины рельса категорий T 1, T 2 и Н. 5.8. Расчетные параметры конструкции рельсов приведены в приложении Б. 5.9. Схема и примеры условного обозначения рельсов:

Примеры условного обозначения рельсов: типа Р65, категории Т1 из стали марки М76Т, длиной 25 м с тремя болтовыми отверстиями на обоих концах рельса:

Рельс Р65-Т1-М76Т-25-3/2 ГОСТ Р 51685-2000

6 Технические требования

6.1. Рельсы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. 6.2. Рельсы изготовляют из спокойной стали мартеновского, конверторного или электропечного производства. Химический состав стали, определяемый по ковшевой пробе, должен соответствовать указанному в таблице 6.

Таблица 6 - Химический состав стали

Тип рельса

Марка стали

Массовая доля элементов, %

Марганец

Алюминий

Не более 0,30

Примечания 1 В марках стали буквы М, К и Э обозначают способ выплавки стали, цифры - среднюю массовую долю углерода, буквы Ф, С, X, Т -легирование стали ванадием, кремнием, хромом и титаном соответственно. 2 В марках стали, где хром, никель, и медь являются остаточными элементами, массовая доля каждого из них не должна быть более 0,20%, а суммарная массовая доля этих элементов – более 0,50%. Суммарная массовая доля никеля и меди в стали марок К78ХСФ, Э78ХСФ, К86Ф и Э86Ф не должна быть более 0,35%.
(Поправка). (Измененная редакция. Изм. № 1) 6.3. В готовых рельсах допускаются отклонения по массовой доле элементов от норм, указанных в таблице 6, %: углерода.......................... ±0,02 марганца......................... ±0,05 кремния.......................... ±0,02 фосфора.......................... +0,005 серы................................. +0,005 алюминия....................... +0,005 ванадия........................... +0,02 титана............................. +0,005 хрома............................... ±0,005. 6.4. Массовая доля кислорода не должна превышать: 0,002 % (20 ppm) - в рельсах категории В; 0,004 % (40 ppm) - в рельсах категорий T 1, T 2 и Н из конвертерной и электростали. Примечание - Норма массовой доли кислорода для рельсов категорий Т1, Т2 и Н факультативна. 6.5. В рельсах категории В не допускаются неметаллические включения в виде вытянутых вдоль направления прокатки строчек глинозема и нитридов титана, а также глинозема, сцементированного силикатами. В рельсах категорий T 1, T 2 и Н длина строчек указанных включений не должна превышать 0,5 мм. Длина строчек хрупкоразрушенных сложных окислов (алюминатов, силикатов, шпинелей и других) не должна превышать, мм: 0,5 – для рельсов категории В; 2,0 – для рельсов категории Т1 из конвертерной и электростали; 4,0 – для рельсов категории Т1 из мартеновской стали; 8,0 – для рельсов категории Т2 и Н. (Измененная редакция. Изм. № 1 ) 6.6. Флокены в рельсах не допускаются. При массовой доле водорода в жидкой стали перед разливкой: не более 0,00015 % (1,5 ppm) допускается не проводить противофлокенную обработку заготовок и рельсов; свыше 0,00015 % (1,5 ppm) до 0,00025 % (2,5 ppm) проведение противофлокенной обработки заготовок или рельсов обязательно. При отсутствии контроля массовой доли водорода в жидкой стали или при массовой доле водорода свыше 0,00025 % (2,5 ppm) проведение противофлокенной обработки рельсов обязательно. 6.7. В рельсах не допускаются расслоения (остатки усадочной раковины и подусадочной рыхлости), внутренние трещины, пятнистая ликвация, темные и светлые корочки, инородные металлические и шлаковые включения. Место расположения, размер и характер других дефектов макроструктуры должны соответствовать нормам, установленным шкалами макроструктуры рельсов, согласованным с потребителем. 6.8. В термоупрочненных рельсах не допускаются внутренние дефекты, выявляемые при ультразвуковом контроле, превышающие размеры, эквивалентные согласованным с МПС РФ. 6.9. Общая вытяжка при прокатке рельсов должна быть не менее: 35 - при прокатке из слитков; 9,6 - при прокатке из непрерывно-литых заготовок. Примечание - При прокатке рельсов типа Р75 из непрерывно-литых заготовок общая вытяжка должна быть не менее 7,6. 6.10. Поверхность рельса должна быть без раскатанных загрязнений, трещин, рванин, скворечников, плен, закатов, раковин от окалины, рябизны, подрезов и вмятин, поперечных рисок и царапин. Вид и максимальное значение параметров допускаемых дефектов поверхности в зависимости от места их расположения и категории рельса приведены в таблице 7.

Таблица 7

Вид дефекта

Наименование параметра дефекта

Поверхность катания

Средняя треть основания подошвы

Остальные элементы профиля

Раскатанные пузыри, волосовины, морщины Глубина, мм
Длина, м
Продольные риски и царапины Глубина, мм
Примечание - На поверхности шейки рельсов вне зоны сопряжения с накладками допускаются отпечатки высотой не более 5 мм.
На рельсах категорий T 1, T 2 и Н допускаются: пологая зачистка дефектов поверхности абразивным инструментом на поверхности головки и на средней трети основания подошвы глубиной не более 0,5 мм, на остальных элементах профиля - глубиной не более 1 мм; вырубка с зачисткой абразивным инструментом отпечатков на шейке в зоне сопряжения с накладками с соблюдением размеров рельсов и допускаемых по ним отклонений. На поверхности рельсов, предназначенных для сварки, не допускаются раскатанные пузыри и волосовины на длине менее 100 мм от торцов. 6.11. Поверхность торцов рельсов должна быть без рванин, следов усадки в виде расслоений и трещин. Заусенцы и наплывы металла на кромках торцов должны быть удалены. Допускается на кромках торцов рельсов снимать фаски шириной, мм: до 3 - по контуру головки и шейки; до 5 - по контуру подошвы. На термоупрочненных рельсах с болтовыми отверстиями снятие фаски размером 1,5 – 3,0 мм под углом около 45º по верхней и нижним кромкам головки на торцах рельсов обязательно. (Измененная редакция. Изм. № 1) 6.12. Поверхность болтовых отверстий должна быть без рванин, задиров, винтовых следов от сверления и следов усадки в виде расслоений и трещин. 6 .13. Механические свойства рельсов при испытании на растяжение и ударный изгиб должны соответствовать нормам, указанным в таблице 8 .

Таблица 8

Временное сопротивление, Н/мм 2 (кгс/мм 2)

Предел текучести, Н/мм 2 (кгс/мм 2)

Относительное удлинение, %

Относительное сужение, %

Ударная вязкость KCU , Дж/см 2 (кгс∙м/см 2)

Примечание – Ударная вязкость рельсов типа Р65К категории Т1 должна быть не менее 20 Дж/см 2 (2,0 кгм·м/см 2). (Измененная редакция. Изм. № 1 ) 6.14 Твердость термоупрочненных рельсов должна соответствовать нормам, указанным в таблице 9 .

Таблица 9

Место определения твердости

Твердость рельса для категории

На поверхности катания головки
На глубине 10 мм от поверхности катания головки

Не менее 341

Не менее 341

Не менее 321

На глубине 22 мм от поверхности катания головки

Не менее 321

Не менее 300

В шейке и подошве

Не более 388

Примечание – Рельсы типа Р65К повышенной твердости на поверхности катания должны иметь твердость от 375 НВ до 415 НВ. (Измененная редакция. Изм. № 1) Разность значений твердости на поверхности катания одного рельса не должна превышать 30 НВ. 6.15. При копровых испытаниях проба рельса должна выдерживать удар падающим грузом массой 1000 кг с высоты, указанной в таблице 10 , без излома и признаков разрушения.

Таблица 10 - Высота падения груза и температура пробы при копровых испытаниях

6.16. В термоупрочненных рельсах не допускаются остаточные напряжения, приводящие к расхождению паза на торце пробы, мм, более: 2,0 - для рельсов категории В; 2,5 - для рельсов категории Т1; 3,0 - для рельсов категории Т2. 6.17. Микроструктура металла головки термоупрочненных рельсов должна представлять собой мелкодисперсный пластинчатый перлит (троостит или сорбит закалки), допускаются мелкие разрозненные участки феррита. На глубине не более 2 мм от поверхности катания головки допускается наличие бейнита. (Измененная редакция. Изм. № 1 ) 6.18. По требованию потребителя поверхность головки рельсов категории Н на концах подвергают термоупрочнению. Требования к термоупрочненной зоне головки рельсов устанавливают по согласованию сторон. 6.19. Маркировка 6.19.1. На шейке с одной стороны каждого рельса в горячем состоянии выкатывают выпуклую маркировку, содержащую: обозначение предприятия-изготовителя (например К - Кузнецкий металлургический комбинат, Т - Нижнетагильский металлургический комбинат); месяц (римскими цифрами) и год изготовления (арабскими цифрами); тип рельса; обозначение направления прокатки стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец рельса по ходу прокатки). Маркировочные знаки должны быть высотой от 30 до 40 мм и выступать на 1 - 3 мм с плавным переходом к поверхности шейки. Допускается дополнительно выкатывать не более четырех знаков в виде выпуклых точек диаметром от 2 до 3 мм, высотой около 1 мм. Маркировку наносят не менее чем в четырех местах (на рельсах длиной до 12,52 м - не менее чем в двух местах) по длине рельса. 6.19.2. На шейке каждого рельса на той же стороне, где выкатаны выпуклые маркировочные знаки, в горячем состоянии клеймением наносят: шифр плавки; условное обозначение контрольных рельсов; условное обозначение термоупрочненных рельсов. Маркировочные знаки должны быть высотой около 12 мм и глубиной 0,8 - 1,5 мм. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин. Расстояние между знаками должно быть 20 - 40 мм. 6.19.2.1. Шифр плавки включает: обозначение способа выплавки для конвертерного (К) и электропечного (Э) производства стали; условное обозначение стали (X - низколегированной, V - микролегированной ванадием, Т - микролегированной титаном); обозначение сталеплавильного агрегата и порядковый номер плавки. Шифр плавки наносят не менее чем в четырех местах по длине рельса (для рельсов длиной до 12,52 м - не менее чем в одном месте), на расстоянии не менее одного метра от торцов. 6.19.2.2. Условное обозначение контрольных рельсов включает: индекс «1», который наносят на передний конец рельсов, соответствующих подусадочной части слитков и началу непрерывной разливки плавки; индекс « X », который наносят на задний конец рельсов, соответствующих донной части слитков и концу непрерывной разливки плавки. Условное обозначение контрольных рельсов наносят на расстоянии 0,7 - 2 м от торца рельса. 6.19.2.3. Условное обозначение термоупрочненных рельсов в виде кольца диаметром 15 - 20 мм и глубиной не более 1 мм наносят на расстоянии не менее 1 м от торца. У рельсов, прошедших высокий отпуск и сдаваемых как нетермоупрочненные, кольца должны быть удалены пологой зачисткой. 6.19.2.4. Не допускается наносить и исправлять маркировочные знаки в холодном состоянии. 6.19.3. На один из торцов рельса в холодном состоянии клеймением наносят: шифр плавки в соответствии с 6.19.2.1 - на подошве; условное обозначение контрольного рельса в соответствии с 6.19.2.2 - на верхней четверти шейки; знаки закалки концов рельсов (букву К) - на нижней четверти шейки рельса. 6.19.4. На каждый принятый рельс на торец головки наносят приемочные клейма: ОТК предприятия-изготовителя; инспекции МПС РФ или другого потребителя по его требованию. 6.19.5. На принятые рельсы наносят маркировку несмываемой краской: голубого цвета - на рельсах категории В; фисташкового (светло-зеленого) цвета - на рельсах категории Т1; желтого цвета - на рельсах категории Т2; белого цвета - на рельсах категории Н. Маркировку наносят: на торце рельса - обведением контура головки с приемочными клеймами; на поверхности головки и шейки рельса - поперечной полосой шириной 15 - 30 мм на расстоянии 0,5 - 1,0 м от торца с приемочными клеймами. 6.19.6. Рельсы, предназначенные для укладки на кривые участки пути, дополнительно маркируют несмываемой краской цвета, соответствующего категории рельса по 6.19.5: одно перо подошвы на торце рельсов длиной 24,92 и 12,46 мм; оба пера подошвы на торце рельсов длиной 24,84 и 12,42 м. 6.19.7. Допускается дополнительная маркировка несмываемой краской рельсов разной длины, изготовляемых для стрелочных переводов и других целей. Форму, цвет краски и место нанесения маркировки устанавливают соглашением сторон.

7 Правила приемки

7.1. Общие правила приемки рельсов - по ГОСТ 7566. 7.2. Приемку рельсов проводит отдел технического контроля (ОТК) предприятия-изготовителя. Приемку проводят по результатам приемочного контроля, включающего приемосдаточные испытания и сплошной контроль. 7.2.1. Первичные приемосдаточные испытания проводят поплавочно в соответствии с требованиями, установленными в таблице 11.

Таблица 11 - Порядок проведения первичных приемосдаточных испытаний

Показатель качества рельсов

Объем выборки для рельсов категории

Периодичность испытаний для рельсов категории

Химический состав стали (6.2) Ковшевая проба Каждая плавка
Массовая доля кислорода (6.4) Один рельс Каждая плавка Каждая 20-я плавка
Загрязненность неметаллическими включениями (6.5) Шесть рельсов (по три с индексами «1» и « X ») Каждая 30-я плавка
Макроструктура (6.7) Два рельса (по одному с индексами «1» и « X ») Каждая 10-я плавка или одна из серии плавок
Механические свойства при растяжении (6.13) Один рельс Каждая 20-я плавка
Ударная вязкость (6.13) Один рельс Каждая плавка или одна из смежных плавок
Твердость на поверхности катания головки (6.14) Один рельс Каждая плавка
Твердость по поперечному сечению (6.14) Один рельс
Копровая прочность (6.15) Один рельс Одна из смежных или одна из серии плавок
Остаточные напряжения (6.16) Один рельс Не реже раза в сутки
Микроструктура (6.17) Каждая 20-я плавка
Примечание – Периодичность испытаний рельсов категории В на остаточные напряжения и микроструктуру – каждая 5-я плавка. (Измененная редакция. Изм. № 1) Пробы для контроля загрязненности неметаллическими включениями и макроструктуры рельсов, изготовленных из слитков, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексом «1» и задних концов контрольных рельсов с индексом « X », а рельсов, изготовленных из непрерывно-литых заготовок, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексами «1» и « X ». Пробы для контроля копровой прочности, механических свойств при растяжении и ударной вязкости рельсов, изготовленных из слитков, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексом «1», а рельсов, изготовленных из непрерывно-литых заготовок, отбирают от передних концов контрольных рельсов с индексом « X ». Пробы для остальных приемосдаточных испытаний отбирают от передних концов любых рельсов. При отсутствии контрольных рельсов пробы для приемосдаточных испытаний отбирают от любых рельсов плавки. Отобранные пробы клеймят номером плавки и клеймом инспекции МПС РФ или представителя другого заказчика, а при передаче права приемки представителем заказчика ОТК предприятия-изготовителя - клеймом ОТК. При неудовлетворительных результатах первичных приемосдаточных испытаний проводят повторные испытания на удвоенном количестве проб (образцов). Повторные испытания проводят на пробах, отбираемых от соответствующих контрольных рельсов плавки, при отсутствии контрольных рельсов - от любых рельсов плавки. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний принимают решение о порядке дальнейшей приемки рельсов (поштучная рассортировка, повторная термическая обработка и т.д.). Примечание - Рельсы из слитков или непрерывно-литых заготовок одной плавки, прокатанные или термоупрочненные с разрывом более 10 сут., подвергают приемосдаточным испытаниям как рельсы разных плавок. 7.2.2. Термоупрочненные рельсы подвергают ультразвуковому контролю на наличие внутренних дефектов (6.8). Контролю подвергают каждый рельс. При выявлении условно-дефектного рельса проводят повторный контроль этого рельса. Результаты повторного контроля являются окончательными. 7.2.3. Рельсы плавок, прошедших приемосдаточные испытания, предъявляют на сплошной контроль партиями. Примечание - Допускается формировать сборные партии из рельсов разных плавок, отставших по технологическому потоку более чем на 10 сут., термоупрочненных по одному режиму. Сборную партию подвергают приемосдаточным испытаниям на соответствие требованиям стандарта по механическим свойствам, твердости, копровой прочности, остаточным напряжениям. 7.2.4. Контроль размеров поперечного сечения (5.1), размеров и расположения болтовых отверстий (5.2, 5.3), длины (5.4), прямолинейности (5.6), скручивания (5.7), качества поверхности рельсов (6.10), качества торцов (5.5, 6.11) и болтовых отверстий (6.12) проводят на каждом рельсе партии. 7.3. Принятую ОТК партию рельсов предъявляют для приемки инспекции МПС РФ или представителю другого заказчика. Инспекции МПС РФ предоставлено право выборочного контроля технологии изготовления рельсов, отбора проб от рельсов любой плавки и проведения совместно с ОТК предприятия - изготовителя необходимых дополнительных испытаний и проверки качества рельсов. Другие потребители, не вмешиваясь в ход технологического процесса производства рельсов, имеют право на проведение инспекционного контроля технологического процесса, присутствие при всех испытаниях и получение результатов испытаний. Потребитель может передать ОТК предприятия-изготовителя или инспекции МПС РФ право на проведение контроля и приемки. Все результаты контроля хранят на предприятии-изготовителе не менее 20 лет с момента изготовления рельсов. 7.4. Химический состав стали каждой плавки (6.2) определяют анализом ковшевой пробы. Массовую долю водорода (6.6) определяют анализом проб, отобранных перед разливкой стали. Массовую долю кислорода (6.4) определяют анализом проб, отобранных от готовых рельсов (из образцов для испытания на растяжение). При необходимости (по требованию потребителя или при экспертизе) проводят определение химического состава стали анализом проб, отобранных от готовых рельсов (6.3). 7.5. В случае неудовлетворительных результатов контроля загрязненности неметаллическими включениями рельса с индексом «1» или « X » (6.5) все рельсы контролируемой плавки с данными индексами считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта. Повторный контроль проводят на пробах, взятых от противоположных концов рельсов, не выдержавших первичного контроля. В случае получения неудовлетворительных результатов повторного контроля все рельсы контролируемой плавки переводят в соответствующую категорию или признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта. Последующий контроль загрязненности неметаллическими включениями рельсов категорий Т1, Т2 и Н проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд подвергнутых контролю плавок длина строчек неметаллических включений удовлетворяет соответствующей категории по 6.5. 7.6. Отсутствие флокенов (6.6) в рельсах гарантируется противофлокенной обработкой. Рельсы, не прошедшие противофлокенную обработку или прошедшие ее с нарушением режимов, обеспечивающих отсутствие флокенов, считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта. 7.7. В случае неудовлетворительных результатов первичного контроля макроструктуры контрольного рельса с индексом «1» или « X » (5.7) его признают не соответствующим требованиям настоящего стандарта и проводят повторный контроль макроструктуры на двух других контрольных рельсах плавки с этим индексом. В случае неудовлетворительных результатов повторного контроля или при обнаружении дефекта «пятнистая ликвация» при первичном контроле проводят поштучный контроль и рассортировку всех контрольных рельсов плавки с индексом «1» или « X ». При поштучном контроле при обнаружении дефекта «пятнистая ликвация» проводят контроль макроструктуры на противоположных концах всех рельсов с этим дефектом. Если в этом случае обнаруживают дефект «пятнистая ликвация», то все рельсы контролируемой плавки признают не соответствующими требованиям настоящего стандарта. Последующий контроль макроструктуры рельсов категорий T 1, T 2 и Н проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд подвергнутых контролю плавок не обнаруживают недопустимые дефекты макроструктуры. 7.8. При неудовлетворительных результатах первичного контроля механических свойств при растяжении термоупрочненных рельсов (6.13) проводят повторные испытания на растяжение двух рельсов плавки. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний хотя бы по одному образцу все рельсы данной плавки разрешается подвергать однократному повторному отпуску или однократному повторному термоупрочнению с последующей приемкой рельсов данной плавки. При повторном отпуске контролируют твердость (6.14) и механические свойства (6.13). При повторном термоупрочнении данную плавку принимают как вновь предъявленную. При неудовлетворительных результатах испытаний после повторного отпуска или повторного термоупрочнения все рельсы данной плавки подвергают высокому отпуску на твердость не более 321 НВ и принимают как нетермоупрочненные. Последующий контроль механических свойств при растяжении рельсов категорий Т1 и Т2 проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех подряд испытанных партий механические свойства при растяжении удовлетворяют требованиям 6.13. 7.9. При неудовлетворительных результатах первичного контроля механических свойств при растяжении рельсов категории Н (6.13) проводят повторные испытания на растяжение двух рельсов плавки. При несоответствии результатов повторных испытаний требованиям 6.13 хотя бы по одному образцу все рельсы данной плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта. 7.10. Испытания термоупрочненных рельсов на ударный изгиб для определения ударной вязкости (6.13) проводят на двух образцах от одного рельса. Результат испытания оценивается по образцу с минимальным значением ударной вязкости. При неудовлетворительном результате первичного испытания проводят повторные испытания на удвоенном числе образцов для контролируемой плавки, а при производстве рельсов из слитков - и первичное испытание на двух образцах для смежной плавки. При неудовлетворительных результатах повторного испытания хотя бы на одном образце рельсы данной плавки разрешается подвергать: однократному повторному термоупрочнению с последующим контролем всех параметров по 6.13 и 6.14 на удвоенном числе образцов; однократному повторному отпуску с последующим контролем ударной вязкости и твердости по 6.13 и 6.14; высокому отпуску на твердость не более 321 НВ с последующей их приемкой как нетермоупрочненных. 7.11. Контроль твердости термоупрочненных рельсов на поверхности катания (6.14) проводят на концах и в средней части по длине рельса. Если результаты измерения твердости на поверхности катания не соответствуют требованиям 6.14, то допускается на том же рельсе провести повторное определение твердости на удвоенном количестве отпечатков. При неудовлетворительных результатах повторного определения твердости хотя бы по одному отпечатку допускается: рассортировывать поштучно по твердости все рельсы данной плавки; подвергать однократному повторному термоупрочнению рельсы данной плавки, у которых твердость на поверхности катания ниже минимальной нормы, с последующим контролем механических свойств (6.13) и твердости (6.14) на удвоенной выборке; подвергать однократному повторному отпуску рельсы, твердость которых выше максимальной нормы, с последующим контролем твердости (6.14); принимать рельсы с твердостью ниже 321 НВ как нетермоупрочненные. (Измененная редакция. Изм. № 1) 7.12. При неудовлетворительных результатах первичного контроля твердости термоупрочненных рельсов по поперечному сечению (6.14) проводят повторный контроль твердости на этом же рельсе. При неудовлетворительных результатах повторного контроля допускается подвергать: однократному повторному термоупрочнению рельсы, у которых твердость ниже минимальной нормы, с последующим контролем механических свойств (6.13) и твердости (6.14) на удвоенной выборке; однократному повторному отпуску рельсы, у которых твердость выше максимальной нормы, с последующим контролем твердости по поперечному сечению (6.14) на удвоенной выборке; высокому отпуску на твердость не более 321 НВ все рельсы плавки с последующей приемкой их как нетермоупрочненных. Допускается принимать термоупрочненные рельсы с твердостью менее норм, установленных для рельсов категории Т2, как нетермоупрочненные. 7.13. При неудовлетворительных результатах первичного низкотемпературного копрового испытания термоупрочненных рельсов, изготовленных из слитков (6.15), проводят повторное испытание на пробах от двух других рельсов контролируемой плавки и первичное испытание смежной плавки. При неудовлетворительных результатах первичного низкотемпературного копрового испытания термоупрочненных рельсов, изготовленных из непрерывно-литых заготовок (6.15), проводят повторное испытание на двух пробах от двух других рельсов контролируемой плавки и первичное испытание остальных плавок серии. При неудовлетворительных результатах повторного испытания рельсы данной плавки допускается подвергать однократному повторному термоупрочнению или однократному повторному отпуску с последующей приемкой рельсов, как новой плавки. При неудовлетворительных результатах испытаний после повторной термической обработки рельсы подвергают высокому отпуску на твердость не более 321 НВ и принимают как нетермоупрочненные. 7.14. При неудовлетворительных результатах первичного копрового испытания рельсов категории Н, прокатанных из слитков (6.15), проводят повторное испытание двух проб: одной - от того же рельса, что и для первичного испытания, и второй - от другого рельса той же плавки. При получении неудовлетворительных результатов повторного испытания хотя бы одной пробы все рельсы плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта. При неудовлетворительных результатах первичного копрового испытания рельсов категории Н, прокатанных из непрерывно-литых заготовок (6.15), проводят повторные испытания двух проб: одной - от того же рельса, что и для первичного испытания, и второй - от другого рельса той же плавки. При неудовлетворительном результате повторного испытания хотя бы одной пробы все рельсы данной плавки считают не соответствующими требованиям настоящего стандарта. Последующие копровые испытания проводят поплавочно до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у четырех испытанных подряд плавок копровая прочность соответствует требованиям 6.15. 7.15. Контроль остаточных напряжений термоупрочненных рельсов (6.16) проводят на пробе, отбираемой от одного рельса в состоянии поставки (после холодной правки). При неудовлетворительных результатах контроля 20 рельсов до отбора пробы и 80 рельсов после отбора пробы по технологическому потоку подвергают повторному отпуску с последующим контролем твердости (6.14) и остаточных напряжений рельсов этой партии на выборке, предусмотренной для первичных испытаний. После этого от следующей партии рельсов в количестве 100 шт. (по ходу правки) отбирают одну пробу для определения остаточных напряжений. При получении удовлетворительных результатов дальнейший контроль проводят не реже раза в сутки. При неудовлетворительных результатах контролю на остаточные напряжения подвергают один рельс от каждых последующих 100 шт. до получения устойчивых удовлетворительных результатов, при которых у рельсов трех партий подряд остаточные напряжения соответствуют требованиям 6.16. При получении результатов, не соответствующих требованиям 6.16, рельсы подвергают высокому отпуску на твердость не более 321 НВ с последующей приемкой их как нетермоупрочненных. Пункт 7.16. (Исключен. Изм. № 1) 7.17. Контроль твердости закаленных концов рельсов категории Н (6.18) проводят в соответствии с документацией, согласованной с потребителем.

8 Методы контроля

8.1. Размеры и форму поперечного сечения рельсов (5.1) контролируют на расстоянии 100 - 200 мм от торца рельса, толщину шейки у торца рельса в средней части ее высоты. Размеры и форму поперечного сечения (5.1), диаметр болтовых отверстий и размеры, определяющие их расположение (5.2, 5.3), косину торцов рельсов (5.5) проверяют шаблонами, калиброванными в установленном порядке. Шаблоны и методы контроля согласовывают с инспекцией МПС РФ. Отклонение профиля от симметричности (асимметричность) определяют по смещению подошвы относительно головки рельса. Расположение болтовых отверстий по высоте контролируют по клиновой части пазухи рельса. Допускается проведение контроля размеров, доступных для измерения (высоты рельса и ширины подошвы), с помощью универсального измерительного инструмента по ГОСТ 26877 или другими средствами, обеспечивающими требуемую точность измерений, но арбитражный контроль проводят только шаблонами. 8.2. Длину рельсов (5.4) измеряют металлической рулеткой по ГОСТ 7502 или другим способом, обеспечивающим требуемую точность измерения. 8.3. Общую равномерную кривизну рельсов (5.6.1) оценивают визуально в положении рельса «стоя на подошве», а при необходимости - измерением стрелы прогиба рельса с помощью стальной струны и измерительной линейки. Стрелу прогиба измеряют по хорде по наибольшему зазору между рельсом и стальной струной, натянутой между концами рельса. Допускается измерение кривизны оптическим и другими методами, аттестованными по ГОСТ Р 8.563. 8.4. Отклонение от прямолинейности (5.6.2) рельсов категории В определяют с помощью автоматических устройств по методике, согласованной с МПС РФ. Для рельсов категорий T 1, T 2 и Н допускается определение отклонений от прямолинейности по наибольшему зазору по хорде между рельсом и контрольной линейкой длиной 1,5 м. Отклонение от прямолинейности концов рельсов (5.6.3) определяют по наибольшему зазору по хорде или касательной между рельсом и контрольной линейкой длиной 1,5 м. При определении отклонения концов рельсов от прямолинейности вертикально вниз ближайшая от торца точка касания контрольной линейки с поверхностью рельса должна быть расположена на расстоянии не менее 0,6 м от торца. Отклонение конца рельса вниз измеряют в точке, расположенной на расстоянии (15 ± 3) мм от торца. Конструкция контрольной линейки должна быть жесткой. Отклонение от плоскостности рабочих поверхностей линейки должно быть не более 0,05 мм. 8.5. Скручивание рельсов (5.7) определяют по зазору между стеллажом и краем подошвы у каждого торца рельса в положении рельса на стеллаже «стоя на подошве». Зазор определяют щупами. Допускается определение скручивания рельсов проводить оптическим и другими методами, аттестованными по ГОСТ Р 8.563. 8.6. Отбор проб для определения химического состава стали - по ГОСТ 7565. Определение содержания химических элементов в стали (6.2) проводят по ГОСТ 22536.1 - ГОСТ 22536.5, ГОСТ 22536.7 - ГОСТ 22536.12, ГОСТ 17745, ГОСТ 18895, ГОСТ 28033. Химический состав стали допускается определять другими методами, аттестованными по ГОСТ Р 8.563 и не уступающими стандартизованным методикам по точности. 8.7 Микрошлифы для контроля неметаллических включений (6.5) изготовляют длиной не менее 35 мм вдоль направления прокатки в соответствии с рисунком 3. Полированная плоскость шлифа должна быть удалена от боковой грани головки рельса на 14 - 16 мм. За строчку неметаллических включений принимают видимую на полированной поверхности шлифа группу точечных или сплошных включений, расположенных вдоль направления прокатки. Длину строчек неметаллических включений оценивают на металлографическом микроскопе при увеличении от 90 до 110 раз. Разорванную строчку считают сплошной, если суммарное расстояние между отдельными группами включений, расположенных на одной линии, не превышает суммарной длины этих групп, а параллельно расположенные группы включений смешены относительно друг друга на расстояние не более 0,5 мм.

Рисунок 3 - Схема вырезки микрошлифа

Загрязненность неметаллическими включениями оценивают по максимальной длине строчки, обнаруженной при просмотре всех шести шлифов. 8.8. Макроструктуру рельсов (6.7) выявляют глубоким травлением поверхности поперечных темплетов полного сечения рельса, полученных из отобранных проб методами холодной механической обработки (строжки, шлифовки) по методике ГОСТ 10243. Допускается выявлять макроструктуру снятием серных отпечатков по Бауману по методике ГОСТ 10243 с поперечных темплетов полного сечения рельса или непосредственно с торцов контролируемых рельсов после соответствующей подготовки поверхности торцов по ГОСТ 10243. Оценку дефектов макроструктуры проводят по шкалам, согласованным предприятием-изготовителем с МПС РФ. 8.9. Термоупрочненные рельсы подвергают ультразвуковому неразрушающему контролю на наличие внутренних дефектов (6.8) по методике, согласованной с МПС РФ. Рельсы категории В контролируют по сечению шейки и головки. 8.10. Контроль качества поверхности, торцов и болтовых отверстий рельсов (6.10 – 6.12) проводят внешним осмотром. В необходимых случаях наличие и глубину поверхностных дефектов и расслоений в торцах проверяют пробной вырубкой, местным «светлением» абразивным инструментом или другим способом, гарантирующим правильность определения. Расслоение или раздвоение стружки при вырубке считают признаком дефекта. Рельсы категории В (6.9) подвергают неразрушающему инструментальному контролю качества поверхности катания и основания подошвы по методике, согласованной с МПС РФ. (Измененная редакция. Изм. № 1) 8.1.1 Определение механических свойств рельсов (6.13) проводят по ГОСТ 1497 испытанием на растяжение цилиндрических образцов диаметром 6 мм и начальной расчетной длиной рабочей части 30 мм. Заготовки образцов должны быть расположены вдоль направления прокатки в верхней части головки в зоне выкружки возможно ближе к поверхности на расстоянии не менее 150 мм от торца рельса. 8.12. Определение ударной вязкости термоупрочненных рельсов (6.13) проводят на образцах 1 типа по ГОСТ 9454. Заготовки образцов для испытаний на ударную вязкость вырезают вдоль направления прокатки из верхней части головки в зоне выкружки возможно ближе к поверхности на расстоянии не менее 150 мм от торца рельса. 8.13. Твердость термоупрочненных рельсов (6.14) контролируют по ГОСТ 9012. Твердость на поверхности катания определяют по средней продольной линии головки на обоих концах рельса на расстоянии не более 1 м от торцов и в средней части по длине рельса. Место определения твердости должно быть зачищено для удаления окалины и обезуглероженного слоя металла. Твердость по сечению рельсов определяют на поперечном темплете рельса толщиной не менее 20 мм, вырезанном на расстоянии не менее 150 мм от торца рельса. Твердость определяют на поверхности катания головки темплета и в четырех точках поперечного сечения: в головке на расстоянии 10 и 22 мм от поверхности катания по вертикальной оси рельса, в середине шейки и на пере подошвы на расстоянии 9 мм от ее края. 8.14. Копровым испытаниям (6.15) подвергают полнопрофильную рельсовую пробу длиной (1300 ± 50) мм. Пробу устанавливают горизонтально головкой вверх на две опоры с радиусами закругления (125 ± 2) мм и расстоянием между осями опор (1000 ± 5) мм. Масса падающего груза копра - (1000 ± 3) кг, радиус закругления бойка падающего груза - (125 ± 2) мм. Пробу подвергают однократному удару грузом, падающим с заданной высоты (таблица 10). Температура пробы должна соответствовать указанной в 6.15. 8.15. Остаточные напряжения (6.16) контролируют по смещению кромок паза, прорезаемого в шейке рельса. Пробу длиной (600 ± 3) мм вырезают на расстоянии не менее 1,5 м от торца готового рельса и надрезают в холодном состоянии по нейтральной оси рельса на длину (400 ± 3) мм. Ширина прорезаемого паза должна быть (6 ± 1) мм. Смещение кромок паза определяют как разницу высоты рельса по оси у надрезанного торца до и после выполнения надреза. 8.16. Микроструктуру (6.17) контролируют на микрошлифе, вырезанном из верхней половины головки рельса, с использованием оптического микроскопа при увеличении не менее 400. Микроструктуру выявляют травлением по ГОСТ 8233. Допускается проводить контроль на микрошлифе, вырезанном из головки образца для испытаний на растяжение. 8.17. По согласованию с МПС РФ допускается проведение неразрушающего контроля загрязненности рельсов неметаллическими включениями (6.5), механических свойств при растяжении и ударной вязкости (6.13), твердости (6.14) и остаточных напряжений (6.16) по ГОСТ 30415 или другими методами, аттестованными по ГОСТ Р 8.563.

9 Транспортирование и хранение

9.1. Рельсы транспортируют железнодорожным, речным и морским видами транспорта по правилам перевозок, действующим на соответствующем виде транспорта. 9.2. Погрузку и крепление рельсов проводят в соответствии с «Техническими условиями погрузки и крепления грузов», утвержденными МПС РФ и другими соответствующими ведомствами. 9.3. Отгружаемую партию рельсов сопровождают документом о качестве, удостоверяющим соответствие рельсов требованиям настоящего стандарта и содержащим: наименование или условное обозначение предприятия-изготовителя; обозначение настоящего стандарта; тип рельсов; категорию рельсов; марку стали; отпечатки или описание приемочных клейм инспекции МПС или другого потребителя и описание маркировки рельсов, красками; количество рельсов с указанием их длины и массы; дату оформления документа о качестве рельсов; номер вагона или другого транспортного средства; наименование и адрес покупателя; номер заказа (договора). Документ о качестве рельсов должен быть подписан ОТК предприятия-изготовителя, а рельсов, отгружаемых МПС РФ, и инспекцией МПС РФ. 9.4. При погрузке и транспортировании не допускается повреждение рельсов. Не допускается падение рельсов с высоты более 1 м. Рельсы, упавшие с высоты более 1 м, считают несоответствующими требованиям настоящего стандарта. 9.5. В период хранения рельсы должны быть уложены таким образом, чтобы не возникали деформация и ухудшение прямолинейности рельсов.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Размеры рельсов, используемые для построения прокатных калибров

Рисунок А.1 - Рельс типа Р50

Рисунок А.2 - Рельс типа Р65

Рисунок А.3 - Рельс типа Р65К

Рисунок А.4 - Рельс типа Р75

ПРИЛОЖЕНИЕ А. (Поправка).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

Расчетные параметры конструкции рельса

Таблица Б.1

Наименование параметра

Значение параметра для рельса типа

Площадь поперечного сечения рельса, см 2
Расстояние от центра тяжести, мм:
до низа подошвы
до верха головки
Расстояние от центра кручения, мм:
до низа подошвы
до верха головки
Момент инерции рельса относительно вертикальной оси, см 4:
всего рельса
головки
подошвы
Момент инерции рельса относительно горизонтальной оси, см 4:
всего рельса
головки
подошвы
Момент сопротивления, см 3:
по низу подошвы
по верху головки
по боковой грани подошвы
Момент инерции рельса при его кручении, см 4
Секториальный момент инерции, см 6
Жесткость поперечного сечения рельса, кН/см 2:
при его чистом кручении
при его стесненном кручении
Теоретическая линейная масса одного метра рельса (при плотности стали 7850 кг/м 3), кг
Площадь элементов сечения рельса, % от общей площади: головка
шейка
подошва
Коэффициент линейного теплового расширения стали α 10 6 , град -1
Ключевые слова: железнодорожные рельсы, классификация, конструкция и размеры, технические требования, правила приемки, методы испытания, транспортирование и хранение

Рельсы железнодорожные узкой колеи Р18, Р24, Р33, Р38, Р43.

Рельсы Р18, Р24 монтируются на подземных путях шахт и железных узкоколейных дорогах. По механическим свойствам и сортаменту соответствуют ГОСТ 5876-82, 6368-82. Рельсы Р24, Р18 производятся по ГОСТ 5876-82 из стали марок Н50, Т60, ПТ70. Прямолинейны: на любом участке местные искривления на 1 м не должны превышать трех миллиметров, концевые искривления двух миллиметров. Оба конца обрезаны под прямым углом к продольной оси. Перекос торца не превышает двух миллиметров в любом направлении.

Рельсы Р-43 соответствуют ГОСТ Р 51685-2000 и предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог, а также для изготовления стрелочных переводов. Производятся из стали электропечного производства (непрерывно литая заготовка: Э76, Э76Ф, Э76ХСФ) и мартеновского производства (разливка в слитки: М76, М76Ф). Прямолинейны: при равномерной кривизне стрела прогиба рельсов должна быть не более 1/2200 длины как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Таким образом, отклонение от прямолинейности конца рельса в горизонтальной и вертикальной плоскости при базовой длине в полтора метра не должно превышать 0,7 мм.

Масса 1 м, кг

ГОСТ 6368-82

ГОСТ 6368-82

ГОСТ 6368-82

ДСТУ 3799-98

ТУ 14-2Р-383-2004

ГОСТ 7173-54

ГОСТ 7173-54

Рельсы железнодорожные Р50, Р65, Р65К, Р75.

Рельсы Р65, Р50 также предназначены для безстыкового и звеньевого пути ширококолейных железных дорог и для изготовления стрелочных переводов. Р 50 и Р 65 соответствуют требованиям по ГОСТ Р 51685-2000. Рельсы Р 50 предназначены для ж/д с грузонапряженностью 10-25 млн.т /км в год. Рельсы Р-65 предназначены для ж/д с грузонапряженностью 25-75 млн.т /км в год.

Масса 1 м, кг

ГОСТ Р51685-2000

ГОСТ Р51685-2000

ГОСТ Р51685-2000

ГОСТ Р51685-2000

Рельсы крановые КР70, КР80, КР100, КР120, КР140.

Рельсы КР-70, 80, 100, 120, 140 предназначены для подъемных кранов и подкрановых путей. Производятся из высокоуглеродистой стали. Имеют скругленную головку, более широкую опорную плоскость и стенку повышенной толщины, благодаря чему достигается равномерная передача давления колесной пары на верхний пояс подкрановых балок.
Крановые рельсы укладывают по типу ж/д путей и крепят к подкрановым балкам. Подвижный способ крепления считается рекомендуемым. Этот способ крепления позволяет проводить выравнивание (рихтовку) пути, также сравнительно просто и удобно можно заменить изношенные рельсы.

Рельсы КР 120, 100, 80, 70 выпускают мерной длины: 9-12 м с шагом в 0,5 м; немерной длины – 4-12 м.
Масса одного метра рельса:
КР-70 – 47 кг 470 г;
КР-80 – 64 кг 240 г;
КР-100 – 89 кг 50 г;
КР-120 – 118 кг 290 г;
КР-140 – 146 кг 980 г.
Технические характеристики и требования к качеству регламентируются ГОСТ 4121-96. Трещины, прокатные плены, закаты, раскатанные загрязнения и рванины на поверхности не допускаются. Возможно удаление дефектов зачисткой или пологой вырубкой в том случае, если глубина вырубки не превышает:
- рельсы КР 80 и КР70 – 1,5 мм;
- рельсы КР 100, КР 120 и КР 140 – 2 мм.
Так как в процессе эксплуатации крановые рельсы подвержены высоким нагрузкам, скорость износа сравнительно высока, несмотря на материал производства – высоколегированную сталь. При этом износ идет как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Эксплуатация допускается, если износ не превышает 15% от номинального значения.

Масса 1 м, кг

ГОСТ 4121-96

ГОСТ 4121-96

ТУ 14-2Р-393-2005

ГОСТ 4121-96

ТУ 14-2Р-393-2005

ГОСТ 4121-96

ТУ 14-2Р-393-2005

ГОСТ 4121-96


Рельсы железнодорожные РП50, РП65, РП75 .

Предназначены для укладки на железнодорожных путях широкой колеи и стрелочных переводов промышленных предприятий.

Рельсы промышленные подразделяют

по типам: РП50, РП65, Рп75;

по упрочнению: термоупроченные (Т), нетермоупроченные (Н);

по наличию болтовых отверстий: с болтовыми отверстиями на обоих концах, без болтовых отверстий;

по длине: мерная-12,5 и 25 м, с предельными отклонениями +/- 30 мм, немерная – от 6 до 25 м. Рельсы для сварки изготавливают длиной не менее 3 м.

Масса 1 м, кг

ГОСТ Р51045-97

ГОСТ Р51045-97

ГОСТ Р51045-97


Рельсы рамные Р65 .

Предназначены для изготовления соединений и пересечений железнодорожного пути.

По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ГОСТ 24182-80. Рельсы изготавливаются с болтовыми отверстиями и без них длиной 12,5м

Масса 1 м рельса – 64,14 кг.

Рельсы контррельсовые РК50, РК65, РК75 .

Применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.

Рельсы изготавливаются из стали М68 по ГОСТам 18232-83, 9797-85, 9798-85,26110-84.

Масса 1 м, кг


Рельсы остряковые ОР43, ОР50, ОР65, ОР75 .

Применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути. ОР43 применяются для изготовления стрелочных переводов ж/д путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотных устройств экскаваторов.

Масса 1 м, кг

Рельсы трамвайные желобчатые Т58, Т62 .

Предназначены для укладки на трамвайных железных дорогах.

Рельсы изготавливаются с двумя болтовыми отверстиями и без них, длиной 12,5 м, предельные отклонения по длине +\- 10мм.

Масса 1 м, кг

ТУ 14-2Р-320-96

ТУ 14-2Р-320-96

Рельсы усовиковые УР65 .

Предназначены для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания.

По сортаменту, химическим и механическим свойствам рельсы отвечают требованиям ТУ 32ЦП-804-94.

Длина рельса 12,5 м, Предельные отклонения по длине не превышают +/- 25 мм.

Болт стыковой

Болт клеммный с гайкой

Гайка стыковая

Болт стыковой в комплекте с гайкой и шайбой (БГШ)

Болт закладной в сборе

Шайба стыковая

Противоугон

ТУ 32 ЦП 811-95

ТУ 32 ЦП 811-95

ГОСТ 14959-79

Шайба 2-х витковая

Шуруп путевой

Шуруп 24х170

Подкладка костыльного скрепления

Тип материала

ГОСТ или ТУ

Вес 1 шт. по теории, кг.

Кол-во в 1 т, штук

ГОСТ 8194-75

ГОСТ 12135-75

СД 50 (стр.пер.)

ГОСТ 12135-75

ГОСТ 7056-77

ГОСТ 8142-89

ГОСТ 8142-89

ГОСТ 8142-89

ГОСТ 8194-75

ТУ 1132-027-1124328-96

ГОСТ 8142-89

ТУ 14-2Р-393-2005

СД 65 (стр.пер.)

ГОСТ 8194-75

Подкладка раздельного скрепления

ГОСТ 16277-93

ТУ 32 ЦП 820-97

СК 65 (стр.пер.)

ГОСТ 16277-93

ГОСТ 16277-93

ГОСТ 16277-93

Накладки

1Р-65 (6 отв.)

ГОСТ 8193-73

2Р-65 (4отв.)

ГОСТ 8193-73

ГОСТ 19128-73

ГОСТ 8193-73

ТУУДП 14-2-1214-98

ГОСТ 8141-56

ГОСТ 8141-56

КР-70 , КР-80

Крепеж крановых рельс к стальным подкрановым балкам

Окна