Научное сопровождение проектирования и строительства. Научно-техническое сопровождение проектирования и строительства метрополитена Научно техническое сопровождение при высотном строительстве

В.Ф. КОРОВЯКОВ, доктор техн. наук, профессор, советник по научно-организационной работе, ГУП «НИИМосстрой»

В статье рассматриваются вопросы качества производства строительно-монтажных работ и применяемых материалов, изделий и конструкций при возведении монолитных, в том числе высотных, зданий. Они являются определяющими в обеспечении надежности и долговечности конструкций и комплексной безопасности зданий в целом.

Как показывает практика, 50% повреждений или дефектов в конструкциях зданий возникают на стадии строительства, в т.ч. более половины из них - из-за не- удовлетворительного выполнения строительных работ. Другая половина повреждений обусловлена причинами, возникшими до начала строительства. Это ошибки и недостаточность предварительных исследований, в т.ч. геологических, а также ошибки при проектировании. Статистика показывает, что повреждения, возникающие при неправильной эксплуатации, занимают не более 20% от выявляемых дефектов (Бурхард Томанн «Мониторинг строительных конструкций для обеспечения безопасности и сохранности зданий и сооружений» - Строительный эксперт, № 17, 2005).

Из этого следует вывод, что для исключения или, по крайней мере, значительного уменьшения рисков появления дефектов, снижающих безопасность и надежность зданий и сооружений, необходимо принимать меры, начиная с подготовительного этапа строительства и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию.

К этим мерам нужно отнести научно-техническое сопровождение строительства высотных зданий и организацию мониторинга технического состояния особо ответственных конструкций с момента их возведения и на весь период эксплуатации.

Под научно-техническим сопровождением строительства (НТСС) понимается комплекс работ научно-методического, экспертно-контрольного (в т.ч. контроль правильности выполнения строительно-монтажных работ), информационно-аналитического и организационно-правового характера для обеспечения качества и безопасности при строительстве и последующей эксплуатации зданий и сооружений. Часто используется термин «строительный мониторинг», который включает те же задачи.

В нашем понимании мониторинг - это систематическое и/или периодическое слежение (наблюдение) за деформационным или напряженно-деформационным состоянием грунтов, оснований, фундаментов, конструкций или частей здания и объекта в целом в процессе строительства по определенной программе с целью обеспечения безопасного функционирования зданий и сооружений и принятия соответствующих мер при обнаружении отклонений для восстановления нормативной работоспособности конструкции. Мониторинг при строительстве осуществляется в составе НТСС или как отдельная работа. В процессе эксплуатации мониторинг должен осуществляться постоянно.

Современное строительство в г. Москве характеризуется применением новых, более совершенных, проектных решений, материалов, конструкций и технологий, развитием специализации исполнителей и связанным с этим большим числом участников строительного процесса. В этих условиях наряду с грамотной организацией производства и продуманной координацией взаимодействия исполнителей решающее значение приобретает эффективный контроль над своевременным внедрением технических новшеств, строгим соблюдением технологической дисциплины, всех требований по качеству применяемых материалов и конструкций, выполняемых на объектах работ.

Строительный контроль на объектах выявляет ряд типичных нарушений, имеющих место при монолитном бетонировании. К таким нарушениям относятся:

Использование неквалифицированной рабочей силы и недостаточный уровень подготовки инженерно-технических работников в ряде подрядных организаций;

Несоответствие показателей прочности бетона в проектном возрасте требуемым, что может отрицательно сказаться на несущей способности конструкции, если при последующем твердении прочность не достигнет требуемого значения;

Наличие крупных пустот в теле бетона до обнажения арматуры из-за недостаточного уплотнения, что также снижает прочностные и деформационные характеристики конструкций, вследствие чего в ряде случаев требуется их усиление, особенно колонн и перекрытий;

Уменьшенная толщина защитного слоя до арматуры, оголение арматуры, приводящее к коррозии, появлению ржавчины на поверхности бетона;

Неудовлетворительное состояние поверхностей конструкций (темные пятна, пустоты, каверны, ржавые пятна и т.д.), что является следствием недостаточной подготовки опалубки, применения некачественных смазок;

В зимнее время часто распалубка производится до приобретения бетоном критической прочности, за уложенным бетоном не осуществляется надлежащий уход, что в дальнейшем вызывает недобор прочности бетона;

Часто отсутствует входной контроль бетонных смесей, нарушаются условия хранения контрольных образцов, что приводит к использованию бетонов, не соответствующих требованиям, получению недостоверных результатов испытаний.

Основными причинами такого состояния качества строительства является неудовлетворительный производственный и лабораторный контроль подрядных организаций, крайне недостаточный входной контроль поступающих материалов и конструкций, слабый технический надзор заказчиков и авторский надзор проектных организаций, ограниченных по своим техническим возможностям.

Существует мнение, что действующая система контроля качества строительства, созданная много лет тому назад, на современном этапе развития инвестиционно-строительного комплекса не может обеспечивать выполнение возросших и принципиально новых требований к качеству из-за отсутствия необходимой организационной и технической базы у застройщиков и инвесторов. Система, базирующаяся в основном на методах контроля, не опирающихся на результаты производственных и лабораторных испытаний, исследований и проверок, не в состоянии гарантировать качество строительства, соответствующее новым требованиям.

Особенно это относится к строительству (реконструкции) высотных, большепролетных и других уникальных зданий и сооружений, где существующая система контроля качества в первую очередь нуждается в дальнейшем развитии и дополнении для соответствия новым требованиям. Прежде всего система должна быть направлена на обеспечение безопасности объекта в процессе строительства и дальнейшей эксплуатации. Для этого нужны новые подходы к созданию более эффективной системы контроля, должным образом оснащенной необходимыми техническими средствами.

Как показывает опыт, в качестве такой системы контроля с учетом специфики объектов может быть принято научно-техническое сопровождение строительства (реконструкции) с широким использованием технических средств научными организациями по договорам с инвесторами и заказчиками. Введение научно-технического сопровождения строительства позволит установить эффективный контроль качества работ по возведению сложных в техническом отношении зданий и сооружений с проведением комплексных испытаний ответственных конструкций, узлов и систем. Кроме того, для ряда объектов необходим мониторинг наиболее ответственных конструкций как в процессе их возведения, так и при эксплуатации.

Следует подчеркнуть, что в задачу научно-технического сопровождения не входит дублирование существующих форм контроля, а только их эффективное дополнение за счет использования специальных средств, инструментальных и лабораторных исследований, сплошного контроля применения технических новшеств и обобщения опыта для последующего использования. Научно-техническое сопровождение строительства (реконструкции) объектов и существующие формы контроля - это два направления, ориентированные на достижение единого конечного результата: готового объекта соответствующего функционального назначения, отвечающего современным требованиям безопасности в течение всего периода эксплуатации.

Организация и ведение системы научно-технического сопровождения или в ряде случаев мониторинга в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений возможны при выполнении ряда требований и условий, необходимых для эффективного ее функционирования.

Опыт ГУП «НИИМосстрой» научно-технического сопровождения строительства ряда крупных объектов подтвердил эффективность такой системы контроля качества. В настоящее время при участии ГУП «НИИМосстрой» разработаны нормативные и методические документы, регламентирующие выполнение этих работ: ГОСТ Р 53778-2010 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Общие требования, Технические рекомендации по научно-техническому сопровождению и мониторингу строительства большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений (ТР 182-08), Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (МРДС 02-09).

Научно-техническое сопровождение требует комплексного подхода. Наряду с конкретными работами по возведению конструкций из монолитного бетона и железобетона на объектах городского заказа и инвестиционных объектах необходимо проводить обучение на базе высших учебных заведений и учебных центров с последующей аттестацией инженерно-технических работников, что в конечном счете будет способствовать обеспечению качества строительства.

Многие крупные строительные организации поняли эффективность такой работы, как научно-техническое сопровождение и мониторинг, и приглашают для ее выполнения научно-исследовательские организации, высшие учебные заведения и другие компетентные организации.

Значительный эффект получен от экспертизы строительных лабораторий, участвующих в городском заказе, на предмет их соответствия современным требованиям.

Выполнение всего комплекса мероприятий будет способствовать повышению качества монолитного строительства.

ТЕХНОЛОГИИ БЕТОНОВ № 12, 2014

Стадионы, которые строятся сегодня в Москве, Казани, Сочи, Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде, Калининграде, Саранске, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге, предназначены для самой популярной игры в мире - футбола. Но для нас работа над ними - далеко не игра. Наша главная забота - надежность, функциональность и красота. Эти три кита и легли в основу наших усилий.

Надо отметить, что все сооружения с пролетами свыше 100 метров и консолями покрытия над трибунами более 20 метров по Градостроительному кодексу относятся к уникальным сооружениям. Уникальность сооружения определяется и значимостью объекта: количеством людей, постоянно или временно находящихся на его территории, стоимостью восстановления сооружения в случае аварии.

Инновации на потоке

Большая часть стадионов, возводимых к ЧМ-2018, отличается конструктивным новаторством, обладает броским обликом, сочетанием оптимальной и эффективной формы конструкции, применением новых материалов, методов проектирования и строительства. В этой связи возникают дополнительные требования к номенклатуре и объемам изысканий и проектных работ, изготовлению и монтажу конструкций, правилам их приемки и эксплуатации. При проектировании таких сооружений возникают проблемы, выходящие за рамки существующих нормативных документов. Работа институтов НИЦ «Строительство» направлена на решение этих проблем с учетом минимизации расходов.

Обеспечение надежности уникальных объектов требует научно-технического сопровождения при их проектировании и возведении - комплекса работ научно-методического, экспертно-контрольного, информационно-аналитического и организационного характера.

В число основных задач институтов НИЦ «Строительство» входят разработка «Специальных технических условий» на проектирование, научно-техническое сопровождение на всех этапах проектирования, исследование (при необходимости) физической модели сооружения, испытания сложных натурных узлов, обеспечение безопасности сооружения от прогрессирующего обрушения, сопровождение изготовления и монтажа конструкций, проведение мониторинга на стадии возведения и эксплуатации сооружения.

«Специальные технические условия» (СТУ) - нормы, которые содержат отсутствующие или дополнительные, более высокие, требования по надежности и безопасности зданий и сооружений, отражающие особенности проектирования, строительства и эксплуатации применительно к конкретному уникальному объекту. Требования к разработке СТУ являются неотъемлемой частью проектной документации на объект.

СТУ включает перечень вынужденных отступлений от действующих нормативных документов, детальное обоснование их необходимости и мероприятия, компенсирующие эти отступления для конкретного объекта. В СТУ должны быть приведены данные об уровне проектированию основных конструкций, по применению и объемам опытно-конструкторских и исследовательских работ, перечень основных нормативных документов, необходимых для проектирования.

Сопровождение при проектировании

Если говорить о стадионах для ЧМ по футболу, то институты НИЦ «Строительство» на этапе эскизного проектирования провели исследование и анализ существующего мирового опыта возведения аналогичных объектов, разработку и научное обоснование новых рациональных вариантов конструктивных предложений, максимально используя современные достижения в области конструкций, материалов.

На стадии «проект» для принятых технических решений исследованы схемы с различной компоновкой и расположением несущих конструкций, выполнен анализ их работы в составе системы при варьировании геометрических и жесткостных параметров, проработаны отдельные узлы и детали с учетом различных факторов.

На стадии «РД» осуществлено исследование новых конструктивных решений, подготовлены рекомендации на их проектирование и оптимальные параметры основных элементов. Разработаны методики расчета, не входящие в действующие нормативно-технические документы, моделирующие действительные условия работы конструкции, поэтапную последовательность монтажа с учетом фактических нагрузок и физико-механических свойств примененных материалов. При этом расчетные схемы включали основание, фундаменты, каркас сооружения и трибун, пространственное покрытие.

Выполнены поверочные статические и динамические расчеты конструкции в геометрически нелинейной постановке с применением современных вычислительных комплексов, численное моделирование работы отдельных узлов и деталей. В ряде случаев учитывалась физическая и конструктивная нелинейность. Для конструкций, непосредственно воспринимающих многократно повторяющиеся вибрационные или другого вида нагрузки, проводились исследования на выносливость. Узлы, в которых возникают пластические деформации противоположных знаков (при двух возможных сочетаниях расчетных нагрузок и воздействий), подлежали дополнительной проверке на малоцикловую усталость.

Надежность конструктивных решений была подтверждена анализом расчетных схем с оценкой принятых методов и средств выполнения расчетов, исследованием результатов расчетов (в том числе проверочных) на прочность и устойчивость пространственной системы сооружения, сопоставлением теоретических данных с экспериментальными. Проведены многофакторный анализ конструктивно-технологических показателей качества и согласование проектной документации.

В нормативных документах, как правило, отсутствуют данные по климатическим нагрузкам на большепролетные покрытия с пространственной формой поверхности. Для таких сооружений разрабатывались специальные рекомендации по определению снеговых и ветровых нагрузок на основании продувок модели сооружения в специализированной аэродинамической трубе, позволяющей моделировать действительные ветровые воздействия.

Моделирование переноса снега в аэродинамической трубе дает возможность получить качественную характеристику возможных отложений снега на покрытиях сложной формы. Ввиду того, что предполагаемый срок эксплуатации таких сооружений более продолжителен, чем рядовых построек, расчетные климатические нагрузки принимались соответствующей обеспеченности, что приводит к необходимости увеличения этих нагрузок по сравнению с действующими нормами.

Возможные цели исследований уникальных конструкций на физических моделях включают оценку несущей способности и надежности конструкций на основе экспериментального определения напряженно-деформированного состояния; проверку расчетной модели и методики расчета, обоснованности принятых исходных предпосылок; экспериментальное исследование особенностей работы конструкций, которые трудно поддаются решению математическими методами, и в связи с чем необходим синтез теории и эксперимента.

Изготовление и монтаж конструкций

Процесс научно-технического сопровождения изготовления и монтажа конструкций включает целый ряд задач. К ним относятся разработка «Технических условий на изготовление, монтаж и приемку конструкций», содержащих требования, не входящие в действующие нормативно-технические документы или регламентирующие более высокие требования; разработка рекомендаций по применению материалов нового поколения с более высокими рабочими свойствами, чем в требованиях нормативных документов. Кроме того, это еще и проведение технического контроля качества применяемых материалов, конструкций на стадии изготовления и возведения, испытание и сертификация стальных изделий зарубежной поставки.

Институтами НИЦ «Строительство» разработаны рекомендации по обеспечению безопасности сооружения от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях.

Безопасность конкретного большепролетного сооружения от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения конструкций при аварийных воздействиях обеспечивается правильным выбором и применением одного или нескольких перечисленных ниже мероприятий, в ряде случаев соответствующих определенному аварийному воздействию:

1. Назначение необходимых запасов несущей способности основных («ключевых») элементов конструкций, в первую очередь обеспечивающих общую устойчивость сооружения.

2. Исключение или предупреждение опасности аварийных воздействий, которым может подвергаться конструкция или объект.

3. Выбор рациональных конструктивных решений и материалов, обеспечивающих несущую способность сооружения.

4. Проектирование «ключевых» элементов с учетом возможности восприятия аварийных воздействий в дополнение к стандартным проектным нагрузкам и воздействиям.

5. Мониторинг состояния несущих конструкций и организация надлежащей эксплуатации.

На стадии проектирования большепролетных сооружений рекомендуется рассматривать несколько взаимосвязанных подходов по обеспечению безопасности конструкций от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях, а именно: системный принцип - оценка уязвимости примененных конструктивных схем при аварийных воздействиях и лавинообразном обрушении, разработка решений, которые являются эффективными для уменьшения последствий при различных сценариях угрозы; превентивные меры безопасности - снижение степени опасности аварийных воздействий; замедление обрушения - для обеспечения достаточного времени и путей эвакуации из здания после начала локального повреждения конструкции.

При принятии решений должны учитываться: причины и вид аварийных воздействий; возможные последствия лавинообразного обрушения, включающие опасность для жизни и увечий людей, экономические и социальные потери; стоимость и сложность мероприятий по обеспечению безопасности конструкций от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях.

Повышенные требования к надежности уникальных большепролетных сооружений определяют необходимость их контроля по техническому состоянию с организацией системы мониторинга - оценка и прогноз фактической несущей способности конструкций, прогнозирование на этой основе остаточного ресурса сооружения, принятие решений о продлении срока их безаварийной эксплуатации.

Вишенка на торте

На начальных стадиях проектирования институтами был выполнен анализ различных решений с учетом всевозможных, зачастую противоречивых, факторов, при тесном творческом сотрудничестве с ведущими архитекторами и инженерами. В ряде случаев институтами АО «НИЦ «Строительство» по ходу проектирования вносились предложения по улучшению принятых решений, с целью снижения сметной стоимости. Так, например, стадион в Калининграде - сокращение расхода металла на покрытие с 13500 до 5000 тонн; стадион в Ростове-на-Дону - сокращение расхода металла на покрытие с 11000 до 4500 тонн.

В рамках работы, помимо решения основной проблемы по обеспечению повышенного уровня надежности стадионов, НИЦ «Строительство» решена задача по уменьшению стоимости возведения при обязательном выполнении требований FIFA.

В статье рассматриваются вопросы организации на постоянной основе научно-технического сопровождения проектирования и строительства подземных сооружений.

Проектирование и строительство подземныхсооружений — это весьма наукоемкая область техники и производства, которая существует и развивается в нашей стране и за рубежом многие десятки лет.
Данная статья носит прикладной характер, поэтому нас интересуют, в первую очередь, проблемы науки подземного строительства современного периода и, главным образом, применительно к условиям нашей страны.

1. РЕШЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Многообразие подземных сооружений очень велико. Это тоннели различного назначения (автодорожные, железнодорожные, гидротехнические, коммунальные и др.), метрополитены, хранилища различного назначения, торговые комплексы и прочие сооружения, обусловленные интенсификацией процессов комплексного освоения подземного пространства.

Наверное, оправданным будет подход, предусматривающий, что при получении научного решения по вопросам, относящимся к строительству наиболее технически сложных подземных сооружений, это «автоматически» даст решение аналогичных вопросов для более простых подземных сооружений.

В профессиональном сообществе не вызывает сомнений то обстоятельство, что наиболее сложную гамму научно-технических проблем перед нами на сегодняшний день ставит программа развития московского метрополитена. Это обусловлено темпами и объемами проектирования и строительства, сложностью организации работ в условиях городской застройки, весьма неблагоприятной геологией и еще целым рядом причин.

Необходимо отметить, что Москва, Санкт-Петербург, другие города Российской Федерации, где ведется крупное подземное строительство, конечно же, не обделены вниманием науки. В интересах этих строек (включая проектные работы) проводится большое количество научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Исполнителями этих работ являются научные учреждения, не только лучшие в нашей стране, но и снискавшие мировое признание. Это Горный институт НИТУ МИСиС (бывший МГГУ), Московский государственный университет путей сообщения (ИПСС), Институт динамики геосфер Российской академии наук, Горный институт КНЦ РАН, ЦНИИС (филиал: Научно-исследовательский центр «Тоннели и метрополитены»), НИПИИ «Ленметрогипротранс», Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, такие организации, как НИЦ ОПП АО «Мосинжпроект», НИЦ ТА и ряд других. В этих организациях трудятся такие маститые ученые, как Н.Н. Мельников , М.Г. Зерцалов , Б.И. Федунец , В.А. Гарбер , К.П. Безродный и другие. Их вклад в науку подземного строительства трудно переоценить.

Некоторые ученые, а также заказчики искренне уверены, что те НИОКР, которые выполняются, это и есть научно-техническое сопровождение проектирования и строительства подземных сооружений. На самом деле это не так. Те НИОКР, которые выполняются в настоящее время и в которых на самом высоком уровне решаются весьма актуальные научно-технические задачи, не являются научно-техническим сопровождением проектирования и строительства, а являются локальным научно-техническим обеспечением решения тех или иных производственно-технических проблем. Причем решения о выполнении НИОКР принимаются, как правило, организациями-заказчиками (хотя и с учетом рекомендаций ученых), которые настроены на минимизацию научных исследований и конструкторских разработок и в ряде случаев принимают технические решения административно-командными методами.

В условиях строительства московского метрополитена проблема усугубляется большим количеством участников проектных и строительных организаций (вполне оправданным с точки зрения производственных задач). Все эти предприятия обладают высокими профессиональными качествами в своей области, но каждое из них имеет свой опыт, свои навыки, свои традиции (производственные) и, наконец, свои возможности и отношение к использованию научной поддержки у них у всех разное. В результате мы сдаем метрополитену не единый комплекс, созданный на основе научно обоснованных, оптимальных, унифицированных технических решений, а «лоскутное одеяло», с которым ему придется еще долго разбираться.

Выстроить в такой ситуации какую-либо единую научно-техническую политику весьма затруднительно по указанным выше причинам, а также по причине отсутствия системы координации и контроля выполнения НИОКР. Между тем такие системы в мировой практике существуют, и реализуются они в виде постоянно действующего научно-технического сопровождения по соответствующему комплексу, программе, проекту и др.

2. ПРИМЕРЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

В нашей стране научно-техническое сопровождение (в истинном значении этого понятия) развито в таких отраслях, как атомная промышленность, оборонно-промышленный комплекс и т.п.

В этих отраслях назначается головная научно-исследовательская организация по научно-техническому сопровождению программы, или главный конструктор комплекса, который сопровождает данный комплекс. Сопровождение ведется начиная с момента выработки функциональных требований и разработки технического задания и далее — на стадиях НИОКР, проектно-изыскательских работ (ПИР), строительно-монтажных работ (или заводского изготовления), сдачи в эксплуатацию и функционирования по предназначению (включая проведение модернизаций и реконструкций), вплоть до снятия комплекса с эксплуатации и его утилизации. При этом часть перечисленных этапов (видов работ) головная организация выполняет самостоятельно. По остальной (как правило — превалирующей) части она вносит предложение заказчику о привлечении необходимых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Затем головная организация отслеживает и координирует их деятельность в рамках данной программы (конечно же, речь не идет о мелочной опеке и тотальным контроле). Естественно, такая система обуславливает проведение большего объема НИОКР, чем при их «локальной» организации, и, соответственно, приводит к увеличению расходования средств на науку.

Но это оправдано. Ведь недаром же во времена СССР (да в какой-то мере и в наше время) военно-промышленный комплекс не только был отраслью, наиболее щедро финансируемой государством, но и отраслью наиболее продвинутой в научно-техническом отношении. Причем не только в масштабах страны, но и в мире. Кстати, подобная система применялась при проектировании и строительстве первой очереди московского метро, которое было признано лучшим в мире (возглавлял научную комиссию академик

Г.М. Кржижановский).

3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УНИКАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Крупный мегаполис, каковым является Москва, требует реализации большого количества производственно-технических программ, весьма сложных в инженерном отношении и поэтому высоко наукоемких. Одной из таких программ является строительство метрополитена, которое беспрерывно ведется уже около 90 лет. Правительство Москвы, понимая важность проблемы, приняло ряд решений, направленных на выполнение положений Федерального закона «О техническом регулировании», обеспечение надлежащего качества и безопасности объектов строительства путем применения прогрессивных технических решений и научных методов решения технических вопросов на всех стадиях проектирования и строительства. В целях практической реализации указанных положений Правительство Москвы в лице руководства Строительного комплекса разработало совместно с Госстроем и ввело в действие рекомендации по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных .

Разумеется, ввиду большого объема уже построенных сооружений метрополитена, выполненных проектно-изыскательских работ и строительных заделов применить указанные рекомендации в полном объеме на данном этапе не представляется возможным. Тем более что Градостроительным кодексом РФ метрополитены не отнесены к уникальным сооружениям, хотя отвечают такому критерию, как заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров. Однако невозможность использования указанного документа по отношению к метрополитенам в полном объеме не препятствует применению его положений (как аналога) в части, касающейся формулирования задач научно-технического сопровождения при проектировании и строительстве сооружений метрополитена.


Структура научно-технического сопровождения метростроения

Эти задачи сформулированы в Решении по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства объектов московского метрополитена, принятом АО «Мосинжпроект» и Тоннельной ассоциацией России, согласованном Московским метрополитеном и утвержденном Департаментом строительства Москвы . Головной организацией по научно-техническому сопровождению определена Тоннельная ассоциация России.
Исходя из необходимости обеспечения единой научно-технической политики при создании метрополитенов, предлагается рассматривать научно-техническое сопровождение как комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера. Такие работы должны выполняться в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов метрополитена для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) сооружений метрополитена, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций.
Целью научно-технического сопровождения проектирования и строительства (НТСС) является обеспечение:
. безопасности людей, объектов строительства, а также зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния строительства (на основе научного прогноза и анализа данных мониторинга объектов, осуществляемого специализированными организациями);
. качества и экономичности выполняемых работ, надежности объектов строительства, с учетом их уникальности и ответственности.
Структуру научно-технического сопровождения метростроения можно представить в виде укрупненной схемы взаимодействия организаций, участвующих в проектировании и строительстве метрополитена (см. схему).

4. ЗАДАЧИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕТРОСТРОЕНИЯ

В ходе выполнения научно-технического сопровождения проектирования и строительства метрополитена должны решаться задачи:

Участия в предварительной проработке концепции планируемого к сооружению объекта метрополитена, в подготовке задания на проектирование;

Участия в принятии оптимальных проектных решений по техническим и технологическим вопросам, возникающим в процессе проектирования и строительства;

Участия в составлении перечня и подготовке на стадии строительства технических заданий на разработку ППР, технологических карт, регламентов, ТУ и др.;

Составления программы работ по проведению НТСС и технических заданий на различные виды мониторингов;

Экспертного анализа проектной документации в целях совершенствования объемно-планировочных и конструктивных решений, уточнения перечня особо ответственных узлов и элементов для проведения мониторинга (совместно со специализированными организациями и проектировщиком);

Анализа выполненных расчетов по проектируемому объекту строительства;

Анализа и обобщения данных всех видов мониторинга, полученных от специализированных организаций;

Оценки пригодности конструкций, выполненных с отклонениями от проекта, в том числе обоснованной соответствующими расчетами и дополнениями к проектной документации (совместно с проектировщиком);

Разработки специальных технических условий и дополнительных технических рекомендаций, не входящих в действующие нормативно-технические документы;

Разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию технологий строительно-монтажных работ и применению новых эффективных материалов на основе передовых достижений науки, техники, зарубежного и отечественного опыта;

В Решении по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства объектов московского метрополитена не затронуты задачи мониторинга, в том числе мониторинга несущих конструкций, геотехнического мониторинга, мониторинга зданий и сооружений окружающей застройки и т.д. Безусловно, эти работы проводятся при строительстве, но они, так же, как и НИОКР, единообразно не структурированы, не подвергаются комплексному анализу и координации, не обеспечены сметно-финансовым механизмом и не защищены от действий отдельных должностных лиц, желающих сэкономить.

Научно-техническое сопровождение и мониторинг строительства тесно связаны и должны развиваться совместно. Необходимо, чтобы специалисты, практикующие в этой области, вносили свои предложения по совершенствованию и оптимизации мониторинга и НТСС в свете изложенного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мельников Н.Н., Епимахов Ю.А., Абрамов Н.Н., Кабеев Е.В. Сотрудничество науки и производства — залог эффективного и безопасного строительства подземных сооружений // Метро и тоннели. — 2013. — № 6. — С. 10-13.
2. Меркин В.Е., Зерцалов М.Г., Конюхов Д.С. Управление геотехническими рисками в подземном строительстве// Метро и тоннели. — 2013. — № 6. — С. 36-39.
3. Яцков Б.И., Синицкий Г.М., Кутузов Б.Н., Максимова В.Н., Меркин В.Е., Федунец Б.И. Лефортовские тоннели. Как строить: открытым или закрытым способом? // Метро и тоннели. — 2001. — № 4. — С. 6-8.
4. Гарбер В.А. Как оптимизировать процесс проектирования новых линий метрополитенов // Метро и тоннели. — 2013. — № 4. — С. 23-29.
5. Безродный К.П. Роль науки в технологических и конструктивных решениях Ленметрогипротранса // Метро и тоннели. — 2006. — № 6. — С. 15-16.
6. МРДС 02-08 Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных. — М: Правительство Москвы; Госстрой, 2008.
7. Градостроительный кодекс РФ (редакция, действующая с 22.01.2015 г.).
8. Решение по вопросу научно-технического сопровождения проектирования и строительства объектов Московского метрополитена. — М., 2015.

Научное сопровождение проектирования и строительства

"...Научно-техническое сопровождение строительства (НТСС) - комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера, осуществляемых специализированными организациями в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов строительства для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) зданий и сооружений, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций..."

Источник:

" МРДС 02-08. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (Первая редакция)"

"...Научное сопровождение проектирования и строительства - участие специализированных научных организаций в процессе изысканий, проектирования и строительства объекта..."

Источник:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 22.04.2003 N 288-ПП

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.07-01 "ОСНОВАНИЯ, ФУНДАМЕНТЫ И ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Научное сопровождение проектирования и строительства" в других словарях:

    Научное сопровождение - участие научной организации в процессе проектирования и строительства сооружения по вопросам внедрения новых материалов, конструктивно технологических решений, а также при выполнении сложных расчетов и т. д. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

    ООО «Научно исследовательский институт транспортного строительства» (ОАО ЦНИИС) Тип Открытое акционерное общество Год основания 1935 Расположение … Википедия

    Паймушин, Виталий Николаевич - Паймушин Виталий Николаевич действительный член Академии наук Республики Татарстан (2008), доктор физико математических наук, профессор. Заслуженный деятель науки и техники РФ и РТ, лауреат именной премии им. Х. М. Муштари АН РТ и … Википедия

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Инженерные изыскания - для строительства работы, проводимые для комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения и получения необходимых и… … Википедия

    жизненный цикл - 4.16 жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукта, услуги, проекта или других изготовленных человеком объектов, начиная со стадии разработки концепции и заканчивая прекращением применения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

"...Научно-техническое сопровождение строительства (НТСС) - комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера, осуществляемых специализированными организациями в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов строительства для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) зданий и сооружений, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций..."

Источник:

" МРДС 02-08. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (Первая редакция)"

"...Научное сопровождение проектирования и строительства - участие специализированных научных организаций в процессе изысканий, проектирования и строительства объекта..."

Источник:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 22.04.2003 N 288-ПП

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.07-01 "ОСНОВАНИЯ, ФУНДАМЕНТЫ И ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ"

  • - проектирование автомобильных дорог и мостов с широким использованием компьютеров и математических методов...

    Строительный словарь

  • - авиационной техники - организационно-техническая система, обеспечивающая автоматизацию проектирования летательных аппаратов, двигателя и других объектов авиационной техники через...

    Энциклопедия техники

  • - применение средств вычислительной техники и оргтехники при проектировании приборов, машин, систем, сооружений и т. п. . Осн. направление развития А. п. - применение систем автоматизир...
  • - то же, что модельно-макетный метод...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - длина элементов продольного профиля жел.-дор. линии или протяжение участка жел.-дор. пути с однообразным уклоном...

    Технический железнодорожный словарь

  • - технология автоматизации труда разработчиков электротехнических устройств, обеспечивающая создание электротехнических приборов, аппаратов, машин, а также разработку прикладных программ, обеспечивающих...

    Финансовый словарь

  • - подход, при котором в первую очередь определяются вспомогательные модули, которые потребуются для проектируемой программы.См. также: Технологии программирования  ...

    Финансовый словарь

  • - система: - предназначенная для выполнения проектных работ с применением компьютерной техники; - позволяющая создавать конструкторскую и технологическую документацию на отдельные изделия, здания и сооружения...

    Финансовый словарь

  • - участие в дорожно-мостовом строительстве научных работников и инженеров на стадии принятия проектных решений и проведения строительных работ с целью внедрения новых эффективных научных разработок, повышения...

    Строительный словарь

  • - участие научной организации в процессе проектирования и строительства сооружения по вопросам внедрения новых материалов, конструктивно-технологических решений, а также при выполнении сложных расчетов и т....

    Строительный словарь

  • - допускаемые значения технико-экономических показателей и параметров основных элементов дороги. Нормы дифференцированы в зависимости от категории дороги и особенностей автомобилей...

    Строительный словарь

  • - регламентированные качественные и количественные требования, установленные для обязательного применения в проектировании строительных комплексов, отдельных сооружений, а также их элементов - норми за строително...

    Строительный словарь

  • - минимальное расстояние между точками перелома проектной линии продольного профиля дороги...

    Строительный словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - см. Аккомпанемент...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Научное сопровождение проектирования и строительства" в книгах

Глава 1 Основные нормы и правила проектирования и строительства

автора Казаков Юрий Николаевич

Глава 1 Основные нормы и правила проектирования и строительства Нормы и правила застройки участка На сегодняшний момент (2009 г.) возведение домов на территории РФ и СНГ регламентируется строительными нормами и правилами, а также другими нормативными документами,

Особенности проектирования и строительства стационарных бассейнов

Из книги Благоустройство территории вокруг коттеджа автора Казаков Юрий Николаевич

Особенности проектирования и строительства стационарных бассейнов Сделать на собственном участке бассейн – задача, конечно, нелегкая, но вполне осуществимая. Самой сложной конструкцией является стационарный бассейн достаточно больших размеров и глубины (рис. 4.33).

Научное и вне-научное мышление: скользящая граница

Из книги Эпистемология классическая и неклассическая автора Лекторский Владислав Александрович

III. МИФ НЕ ЕСТЬ НАУЧНОЕ И, В ЧАСТНОСТИ, ПРИМИТИВНО-НАУЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ

Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

III. МИФ НЕ ЕСТЬ НАУЧНОЕ И, В ЧАСТНОСТИ, ПРИМИТИВНО-НАУЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ 1. Определенная мифология и определенная наука могут частично совпадать, но принципиально они никогда не тождественны Предыдущее учение об идеальности мифа особенно резко проявляется в понимании

1.4 Научное творчество и научное образование.

Из книги Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии автора Вернадский Владимир Иванович

1.4 Научное творчество и научное образование. В истории науки еще больше, чем в личной истории отдельного человека, надо отличать научную работу и научное творчество от научного образования. Необходимо отличать распространение научных знаний в обществе от происходящей

автора Автор неизвестен

Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального

Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций и содержание их

автора Дума Государственная

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

автора Законы РФ

Статья 13. 4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств 1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или)

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 13. 7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и

автора Автор неизвестен

Статья 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств 1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или)

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 13.7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 23.69. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства,

Электропроводка